Детство за колючей проволокой

Страницы истории 09 апреля 13 3071

Именно в этот день, в далеком 1945 году узники концлагеря Бухенвальд подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. С 14 июля 1937 года по 31 марта 1945-го в ворота Бухенвальда с надписью «Jedem das Seine» – «Каждому своё» прошло более 250 000 заключенных. Сотни тысяч детей с матерями и без них оказались в концентрационных лагерях и гетто. Труд заключенных нещадно эксплуатировался на военных объектах 3-го рейха, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды солдат восточного фронта. Лишь 1 из 10 детей — узников концлагерей — вернулся домой. Среди счастливчиков и жительницы нашего района, уроженки Витебщины, Нина Михайловна Красоцкая и Нина Даниловна Демьянченкова. Они почти ровесницы, в то страшное время им было всего по несколько лет от роду. Но страшные картинки детства настолько врезались в память, что даже теперь, когда их головы посеребрила седина, они вновь и вновь всплывают, словно кадры из фильма ужасов…

...Нины Красоцкой


Родилась она перед войной в многодетной витебской семье. Жили, как все советские люди в то время, — спокойно и размеренно, пока не грянула страшная весть о начале войны. Отца по состоянию здоровья не взяли на фронт, и он работал в тылу. В 1943 году, когда Витебск еще был оккупирован фашистами, мирных жителей стали вывозить в Германию. Семью Нины Михайловны (родителей, пятерых детей, бабушку и тетю) тоже отправили. Везли их в огромных вагонах, в которых перевозили скот.


Концлагерь в немецком городе Галле был в системе “внешних” лагерей Бухенвальда, и именно туда попала семья Нины. Согнав всех за колючую проволоку, немцы приказали всем раздеться и стали из шлангов обливать холодной водой, по-видимому, в целях санитарии. Женщина помнит, как родители закрыли их своими телами, чтобы хоть  чуточку смягчить удар от холодной струи. Потом всех начали «сортировать»: юношей и девушек отдельно, женщин и мужчин тоже. Семьи, в которых были дети до 16 лет, а родители еще могли работать, забирали бауэры — местные фермеры. Так и семью Нины выбрал фермер, только сказал, что возьмет не всех, поэтому тетю и сестру забрал другой бауэр. Поселили их на ферме, вместе с животными. Под крышей были сделаны нары, на которые поднимались по лестнице. В памяти Нины часто всплывает жестокое лицо немецкого хозяина и хлыст в его руках, которым он нещадно бил за любую провинность. Рядом с фермой был огромный сад, который просто изобиловал яблоками и грушами, а полуголодные дети боялись даже с земли подобрать опадок, потому что за это им могли отрезать пальцы или высечь. Отец от темна до темна работал в поле, бабушка была посудомойкой, мать доила коров на ферме. Питались впроголодь, работали как рабы. Были у бауэра еще и вольнонаемные из других стран, один из них, француз, все время подкармливал Нину и ее младшего братика. Часто семью возили в местечко Брюно, где брали кровь, после одного из таких посещений маленького братика Нины привезли мертвым, из него «выкачали» всю кровь. Вспоминает женщина и то, как мама, когда кормила поросят, приносила им, спрятав в фартук, кормовую свеклу, чтоб они поели, потому что питались только шпинатом.

В сорок пятом их освободили солдаты американской армии. Обратный путь на Родину был тоже тяжелым. Нина и ее сестры заболели коклюшем, а больных детей не пускали в вагоны. Их положили в больницу, родители не могли бросить детей, поэтому ожидали просто на улице. Когда же дети все-таки выздоровели, семья отправилась домой. Но в доме уже жили другие люди, семью приютила соседка. Пока отец «воевал» с документами, они жили в маленькой комнатенке. После пережитого тяжело заболела мама. Однако на этом беды Нины не закончились: мама не перенесла болезнь и умерла, следом за ней и старшая сестра ушла в мир иной. Несмотря на все лишения, послевоенный голод и разруху, Нина Михайловна окончила школу, затем училище и получила профессию мастера по пошиву верхней одежды. Вскоре встретила любовь всей своей жизни — молодого ветврача Константина Красоцкого, вышла замуж. Супруга направили работать в Лиду, и она отправилась вместе с ним. Потом его перевели в Вороново, а через некоторое время — в Погородно, здесь семья обосновалась, живет в мире и согласии и сегодня, радуясь успехам своих троих детей и четверых внуков.

...Нины Демьянченковой


Нина Даниловна родилась в деревне Большое Бабино Оршанского района Витебской области в обычной крестьянской семье, где было 6 детей. Когда началась война, отец ушел на фронт, за ним пытался уйти воевать и старший брат, только его не взяли — мал еще был. Тогда он, вместе с товарищами, ушел партизанить. За несколько месяцев до освобождения Беларуси, 4 мая 1944 года семью Нины Даниловны схватили полицаи. За то, что глава семейства воевал, а старший сын партизанил, их отправили в Германию в концлагерь г. Вуппертале. Ехали в больших вагонах, народа было столько, что приходилось стоять. Состав постоянно бомбили. По прибытии на место всех согнали в камеру. По рельсам подъезжали вагонетки, туда заставляли залазить уже раздевшихся людей, а потом один толчок — и этот маленький вагончик уносил своих пассажиров в адскую печку. И вот пришла очередь семьи Нины, они уже разделись и были готовы к встрече со смертью, как вдруг вагонетка останавливается на полпути и возвращается обратно. Таким чудным образом была спасена семья женщины. По какой причине их тогда не сожгли, они до сих пор не знают. Вскоре семью забрал бауэр для работы на заводе. В «черном теле» работали все: и взрослые, и дети. Только самые маленькие сидели в бараке.


В мае 1945 года американцы освободили всех пленников. Еще 3 месяца семья жила в брошенном доме немецкого помещика в ожидании отправки домой. Американские солдаты предлагали маме Нины уехать в Америку и начать там новую жизнь. Но она была истинно советским человеком и мысли об измене Родине даже не допускала. Вскоре семья вернулась на малую родину, однако оказалось, что возвращаться было некуда. Немцы сожгли родной дом, и им пришлось ютиться в землянке. В сентябре 1945 года вернулся и отец — семья воссоединилась и начала налаживать свою жизнь заново. Нина Даниловна в1953 году по настоянию родных поступила в Оршанское медучилище. Окончив его, по распределению попала в Радунь. Вскоре судьба распорядилась так, что она оказалась в Погородно и стала первой заведующей в открывшемся садике (через несколько лет его перенесли в Сельхозтехнику, возле Вороново). А Нину пригласили работать в больницу, где она трудилась более 40 лет. Здесь в Погородно она встретила своего суженого, вышла замуж, родила двоих детей. Жизненный путь Нины Даниловны тернист: похоронила мужа, который был лесником и умер на работе. Нелегкая судьба и у ее детей. У Н.Д. Демьянченковой серьезно больна внучка, и единственная ее мечта — поставить девочку на ноги. Потихоньку стало все налаживаться и в семьях дочери и сына, а недавно Нина Даниловна узнала, что в Беларуси уже начали лечить подобные, как у ее внучки, недуги, и обрела надежду. Эта сильная женщина не теряет веру. А это — главное!

Наталья ИВУТЬ.

Фото автора.

P.S. Автор благодарит художественного руководителя Погородненского СЦДКиНТ С. Солманович за помощь в подготовке материала.
Комментарии
Инна Красоцкая
Спасибо, что Вы описываете ужасы войны, ведь долгое время люди войны не рассказывали об этом, потому , что хотели все забыть . Моя мама Красоцкая Нина Михайловна, о которой идёт речь в этой статье. Когда она рассказывает о войне  с трудом сдёргивается слезы. Но пропаду необходимо знать и говорить о ней, чтобы не допустить повторения. Мы благодарны всем , кто приближал Победу! С праздником дорогие , здоровья всем и долголетия!!!
Татьяна
Потрясающие до глубины души истории. Вот ведь судьба. Вот на таких примерах нужно воспитывать нашу молодежь, да и самим учиться. Спасибо автору, побольше бы подобных историй в нашей районке!
Добавление комментария
CAPTCHA
*