Зачем в паломничество?
Паломничество — это путешествие по монастырям с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь, или желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа?
Духовный туризм
Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальные блага, здоровье, успех в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия — так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления?
Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ: здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.
Духовная жизнь христианина должна начинаться все-таки не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке.
А на самом ли деле они воцерковились?
Часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они считают себя глубоко верующими людьми, но при этом не участвуют в жизни Церкви, исповедуются, причащаются изредка для решения личных проблем.
Бизнес, ориентированный на паломников
Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах. Между тем паломничество остается средством духовного совершенствования человека, которое позволяет увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Потрудившись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт.
Как подготовиться к паломничеству?
Каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем просить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», — а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Кроме того, нужно почитать об истории монастыря, духовной жизни, молитве. Безусловно, паломники должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.
Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.
И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И ни в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, жизни Церкви.
Иерей Игорь ВОЛОШИН,
настоятель храма Святого благоверного
великого князя Александра Невского.