Не бойся, только веруй
В праздник Воздвижения Креста Господня храм Святого благоверного великого князя Александра Невского в г.п. Вороново посетил Преосвященнейший Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский. После праздничной литургии он согласился ответить на некоторые наши вопросы.
— Владыка, расскажите немного о себе, своем жизненном пути. Как Вы пришли к Богу?
— Родился я в советской семье в то время, когда верили вождям и не доверяли церкви. Жили мы в Минске, недалеко от нашего дома был Свято-Александро-Невский храм на воинском кладбище, куда меня, трехлетнего мальчишку, впервые привела бабушка. Мама была учительницей, поэтому посещение церкви не поощрялось. Будучи уже школьником я втайне от родных бегал в храм. Сдружился с его сторожем, который подарил мне первое евангелие. Это были мои первые уроки духовности.
По окончании средней школы в 1969 году поступил в Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, окончил 3 курса. Отслужив в армии, стал послушником Псково-Печерского монастыря, а затем поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Некоторое время служил в Карелии. 1 октября 1982 года указом Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Белорусского, назначен сначала диаконом в родной храм — Свято-Алексанро-Невскую церковь г. Минск, а позже — священником в этот храм. Пасторский труд совмещал с преподавательской деятельностью. Читал курс основ Православия на богословском факультете при Европейском гуманитарном университете в Минске.
— В 1996 году Вы стали епископом на гродненской кафедре, которую возглавляете и сегодня. Какие самые сложные моменты в Вашем епископском служении?
— Служение священника можно сравнить с ремеслом хирурга, врача: вскрыть можно, а вылечить как? А можешь ли ты вылечить человека, если сам болен? А как поступить, чтобы не навредить? Правду сказать легко, а дальше что? Ты отвечаешь за людей. Одно могу сказать, безысходных ситуаций нет. Ведь спасение может прийти, откуда не ждешь. Господь не оставит.
— Владыка, Вы являетесь председателем молодежного движения Белорусской Православной Церкви, преподаете в Институте теологии БГУ. Что Вы считаете главным в работе с молодежью?
— На молодежных форумах пытаюсь донести юношам и девушкам истинное значение церкви как Царствия Божиего на Земле. Оно более глобально, чем просто социальная работа. Миссия церкви — преображение жизни, изменение, прежде всего, себя. Сейчас именно от молодежи зависит, в чьих руках окажется церковь: это будут заводные игрушки, наподобие китайских болванчиков или люди с сердцем, которые сами определят свою жизненную позицию. Не бойся, только веруй, не устаю повторять им.
— Как Вы полагаете, все ли верующие понимают значение главного символа христианства — креста?
— По большому счету крест — это орудие пыток, изобретенное в древности. Пришло это от кочевых племен, которые трепетно относились к земле и не убивали преступника на ней, а старались вознести его, прибивая на кресте. Современные медики утверждают, что это самая мучительная смерть. Крест — олицетворение человеческой злобы, то есть я не просто убиваю врага, а наслаждаюсь его муками. Это олицетворяет человечество, оторвавшееся от Бога. Наш распад и смертоносность Бог берет на себя — Он умирает на кресте, испытывая страшные муки. Человек забыл Бога, а Бог любит его и не оставляет. Однако спасти насильно нельзя. Человек — это не котенок, которого можно взять и положить в корзинку: он должен добровольно вернуться к Богу. Возвращение к вере — это жертвование собой. Так крест превращается из орудия пытки в символ жертвенности. Сегодня крест — знамя христианства. Современность повернулась к Богу, к церковности, но, к сожалению, формально. И даже более того, это выглядит обрядово, теряется сущность истинной веры. Крестик на шее рассматривается как талисман, оберег от сглаза, порчи, злых людей… А крест как раз означает образ жизни. «Во мне живет Христос», — говорит апостол Павел. Человек обязывает себя жить по-другому, у него нет компромисса. Удел христианина — быть выброшенным из окружающего мира. Готов ли человек на такой подвиг? Каждый решает для себя сам. Все апостолы умерли: Иоанн Богослов — в ссылке, остальные через смертную казнь. Церковь стоит на крови мучеников. Даже в мирное время. К примеру, Иоанн Златоуст умер в ссылке, Николай Чудотворец — в тюрьме вследствие пыток, митрополит Филипп убит царем, и таких примеров множество. Поэтому где-то интуитивно люди понимают истинное значение креста, но не все следуют за ним.
— Что Вам как архиерею приносит радость?
— Мне нравится одно мудрое изречение: «Что такое счастье? Это отсутствие несчастья». За все нужно благодарить Господа.
Галина ШЛЕМПО.