Жажда наживы губит. Как коррупционеры оказываются на скамье подсудимых

В 2024 году судами Гродненской области рассмотрено 45 дел коррупционной направленности.
Борьба с коррупцией является важнейшим приоритетом политики нашего государства. Концепция национальной безопасности признает коррупцию угрозой и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению. Наиболее распространенными преступлениями коррупционной направленности являются получение взяток, хищения, злоупотребления властью и служебными полномочиями. Об этом корреспонденту «ГП» рассказал заместитель председателя Гродненского областного суда Андрей Лихач.Негативные примеры
Только в 2024 году судами Гродненской области рассмотрено 45 дел коррупционной направленности.
Вот лишь некоторые примеры из практики. В январе 2024 года судом Гродненского района рассмотрено уголовное дело в отношении обвиняемого, который работал в должности главного ветеринарного врача в зоотехнической и ветеринарной службе, а затем в должности главного технолога одного из предприятий агропромышленного комплекса Гродненского района. С июня 2022 года по июнь 2023 года он получил в качестве взятки денежные средства в сумме 17 тысяч рублей. Деньги поступали от представителя нескольких компаний за оказание содействия в выборе их в качестве поставщиков вакцин, ветеринарных препаратов, кормов и последующем заключении с ними договоров об оплате поставленной продукции. В судебном заседании обвиняемый вину в предъявленном обвинении признал частично.
При определении меры наказания суд учел степень общественной опасности и тяжесть совершенного преступления, а также то, что оно связано с коррупцией в системе сельского хозяйства, подрывает принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости. Преступление сдерживает экономическое развитие и составляет угрозу моральным устоям общества.
Вместе с тем обстоятельством, смягчающим ответственность обвиняемого, суд признал наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей, а также совершение им действий, направленных на устранение вреда, причиненного преступлением.
Приговором суда обвиняемый признан виновным в получении взятки в крупном размере, и на основании ч.2 ст.430 УК ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима. Также ему назначили штраф в размере 350 базовых величин с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, юридически значимых действий, на срок 5 лет. В соответствии с ч. 2 ст. 46-1 УК с обвиняемого в доход государства взыскано 14 тысяч рублей в возмещение стоимости предмета взятки.
Фигурантами следующего дела стали начальник отдела торговли и сбыта продукции птицефабрики и директор коммерческой фирмы.
Так, обвиняемый работал в должности начальника отдела торговли и сбыта продукции одной из птицефабрик Гродненского района. Являясь должностным лицом, неоднократно с ноября 2023 года по март 2024 года получал от директора коммерческой фирмы в качестве взятки денежные средства на общую сумму 6,3 тысячи рублей. Деньги передавались за оказание содействия в безальтернативном выборе фирмы в качестве поставщика упаковочных материалов для нужд птицефабрики. В суде обвиняемые вину не признали.
Приговором суда обвиняемый признан виновным в получении взятки и на основании ч.1 ст.430 УК ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима. Его обязали выплатить штраф в доход государства в размере 350 базовых величин с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных обязанностей, с совершением юридически значимых действий на срок 5 лет. Также применена специальная конфискация к изъятым денежным средствам в сумме 3,1 тысячи рублей, и постановлено взыскать в казну государства доход, полученный преступным путем, – 3,2 тысячи рублей.
Второй фигурант – директор коммерческой фирмы – признан виновным в даче взятки, и на основании ч.1 ст.431 УК ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима со штрафом в доход государства в размере 300 базовых величин. В отношении его также было постановлено применить закон «Об амнистии в связи с 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» и освободить его от назначенного наказания в виде лишения свободы частично сроком на один год.
Андрей Лихач подчеркнул, что задача по повышению уровня правосознания возложена не только на руководителей предприятия, но и на работников трудового коллектива, ведь коллективное противостояние нарушениям законодательства позволит минимизировать противоправное поведение, устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений данной категории.
Подарок или взятка?
В Гродненском областном суде рассказали, как отличить подарок от взятки. Если должностное лицо принимает материальные ценности или имущественные выгоды (в виде работ, услуг) за благоприятное решение вопроса, входящего в его компетенцию, это расценивается как взятка независимо от их стоимости. Подобные действия, совершенные работником госоргана или госорганизации, не являющимся должностным лицом, считаются незаконным вознаграждением.
Например, врач, который выдал фиктивный больничный за вознаграждение, рискует стать взяточником. Так же как и деньги в конверте или «пакет» за успешно проведенную операцию могут расценить как незаконное вознаграждение.

Прокурорская практика
В прокуратуре Гродненской области отметили, что в настоящее время в Беларуси сформирована сбалансированная система борьбы с коррупцией, которая основана на национальной модели развития государства и соответствует базовым международным антикоррупционным стандартам.
Анализ свидетельствует, что большинство коррупционных правонарушений сопряжено с несоблюдением законодательства, регламентирующего порядок проведения процедур закупок.
Начальник отдела прокуратуры Гродненской области по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Сергей Башун рассказал, что зачастую в коррупционные схемы входят неправомерные выплаты надбавок и премий руководителям, использование в личных целях служебного имущества государственных предприятий (автомобиля, компьютерного и иного оборудования и т.д.). Также в число нарушителей антикоррупционного законодательства подпадают те, кто берет деньги, подарки за решение каких-либо вопросов дарителей.
– В минувшем году зарегистрировано 83 коррупционных преступления, которые совершены 71 лицом. К слову, должностных лиц, занимающих ответственное положение, среди них не было, – отметил Сергей Башун.
В минувшем году коррупционные преступления выявлялись в самых разных сферах экономической деятельности региона.
Так, судом Лидского района в мае был осужден директор предприятия СТО. Установлено, что за 2020-2024 годы он получил незаконные вознаграждения в сумме 4,5 тысячи долларов США и 1300 рублей. Средства поступали от одного из индивидуальных предпринимателей за занижение арендной платы. Ущерб указанному предприятию составил 20,9 тысячи рублей.
Приговором суда Новогрудского района в июле бы осужден председатель одного из СПК. От представителя коммерческой структуры он получил взятку 5 тысяч долларов США за то, что закупит оборудование по переработке семян рапса. Случай произошел 3 апреля 2024 года.
– Наряду с уголовной ответственностью за совершение коррупционных правонарушений предусмотрена административная и дисциплинарная ответственность. По требованию прокуроров Гродненщины за нарушение антикоррупционного законодательства к дисциплинарной ответственности привлечены 257 должностных лиц, к административной – 105 лиц. Также объявлено 44 официальных предупреждения о недопустимости нарушения закона. В возмещение причиненного ущерба с 26 физических и юридических лиц взыскано 41,8 тысячи рублей, – подчеркнул Сергей Башун.
По результатам надзорных проверок прокурорами возбуждено 8 уголовных дел о коррупционных преступлениях.
В ходе надзорных мероприятий прокуроры прежде всего обращали внимание на организацию работы по предупреждению коррупционных проявлений в проверяемых субъектах. В случаях, когда руководители конкретных организаций не обеспечили надлежащего соблюдения антикоррупционного законодательства, акты прокурорского реагирования направлялись в вышестоящие организации или органы исполнительной власти.
Дамир СТОЛЯРЧУК
Фото:из открытых источников