С марта обувь из натуральной кожи будет проще найти в магазинах
Сегодня в магазинах и на вещевых рынках изобилие товаров.
Но чем больше предложение и покупательная способность, тем выше риск нарваться на некачественный товар. Современная легкая и кожевенная промышленность дошла до того, что искусственные материалы делают очень похожими на натуральные — с виду и не отличишь одно от другого. А когда на полках вперемежку стоят кожаные и дерматиновые ботинки и сапоги, да еще и по одинаковой цене, разобраться вдвойне непросто, рассказывает СБ.— Раньше хотя бы можно было по цене понять, что за пара перед тобой: кожаная обувь стоила на порядок дороже. А теперь сами порой удивляемся ценам на некоторые пусть и модные, но искусственные по материалам товары, — делится наблюдениями продавец одного из столичных универмагов Людмила Петренко.
Поэтому новые правила, введенные Правительством для торговли обувью, будут весьма кстати. Так, белорусские производители соответствующую маркировку начали поэтапно внедрять с 2019 года. Сначала специальными кодами помечались товары на экспорт (с 2020-го Россия запретила на своей территории оборот немаркированной обуви). В прошлом ноябре маркировка стала обязательной и на белорусском рынке.
Хочешь торговать? Будь добр, предоставь полную информацию о том, где, как и из чего сделана вещь. Справедливо, ведь, например, пара зимней обуви стоит не дешево. Средняя цена в январе на женские сапожки была чуть выше 190 рублей (данные Белстата), на мужские ботинки на меху — около 150 рублей.
Только на первый взгляд кажется, что процесс маркировки — дело нехитрое: налепил этикетку и готово. Однако на самом деле коды для маркировки — это вершина айсберга борьбы с контрафактом, за ними прячется сложная система инвентаризации каждой отдельно взятой пары. Для реализации обуви на внутреннем рынке один порядок, а для экспорта — несколько иной. Данные хранятся в электронном виде, так что обмануть систему не удастся.
Впрочем, система маркировки создана больше для профессионального рынка. Для удобства рядового покупателя Правительство с марта обязует администрацию фирменных и специализированных магазинов обуви делать особую выкладку товара с верхом из натуральной кожи. Кроме того, полки с таким товаром должны будут сопровождаться конкретной информационной надписью «Обувь с верхом из натуральной кожи».
Татьяна Лугина, председатель концерна «Беллегпром»:
— Маркировка обуви поможет бороться с контрафактом на белорусском рынке. Все упирается в цену. Когда она формируется прозрачно, когда есть накладные, зафиксирована вся логистика, таможенные пошлины — цена одна. Когда кто-то что-то скрывает — обнулена пошлина, непрозрачный НДС или снижена цена. Мы боремся с реэкспортом, понимая, что некоторые позиции товара в накладной занижены, стоимость единицы товара не может быть такой. Но она заходит к нам по этой цене, растомаживается, НДС оплачивается исходя из этой предельно низкой стоимости, а потом входит в магазин. И конечно, как тут конкурировать одному и тому же товару, если в накладные все затраты неодинаково легли? Понятно, что проиграет тот товар, который дороже.
СБ