Ресурсные центры, профподготовка и безопасная школа: актуальные вопросы системы образования обсудили на итоговой коллегии главного управления образования
В работе коллегии участие приняли заместитель председателя облисполкома Виктор Лискович, директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Беларуси Михаил Мирончик, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Александр Сегодник, начальник управления Комитета государственной безопасности по Гродненской области Александр Неверовский, заместитель начальника управления внутренних дел облисполкома – начальник милиции общественной безопасности Валентин Осипович, начальник управления контроля бюджетно-финансовой сферы Комитета госконтроля области Татьяна Слабыш и старший помощник прокурора области Светлана Нанкевич.
Первый шаг в профессию
Перед началом коллегии, которая проходила в технологическом колледже, гости посетили ресурсный центр учебного заведения, где профессиональное мастерство оттачивают будущие повара и кондитеры. Здесь же работают и участники международного конкурса профмастерства «WorldSkills» – победители прошлых лет и те, кто представит страну на состязании в Казани.
Подобных ресурсных центров в области пять, все они были созданы в течение последних пяти лет, оснащены современным оборудованием. На их базе подготовку проходят в основном учащиеся колледжей и лицеев, однако потенциал у таких центров гораздо шире.
– Ресурсные центры должны быть максимально загружены, в том числе учащимися из других учебных заведений, взрослыми, которые проходят переподготовку. Ресурсные центры могут и должны зарабатывать, они должны быть эффективными, – отметил заместитель председателя облисполкома Виктор Лискович. – Необходимо подумать, какой центр за счет чего мог бы зарабатывать, и разработать бизнес-план.
Также участники посетили выставку, посвященную нововведению этого учебного года – профессиональной подготовке старшеклассников, которые не охвачены профильным обучением. Сегодня в области примерно 2 тысячи учеников 10 классов получают рабочую специальность на базе учреждений общего среднего и профессионального образования, а также дополнительного образования. Преподавание ведется в рамках школьного предмета «Трудовое обучение» по 35 специальностям.
Такое направление работы и возможность получить рабочую профессию еще за школьной партой – перспективное. С одной стороны, ребята после окончания школы смогут сами зарабатывать. Также это помогает им более осознанно выбрать будущую профессию.
Безопасность превыше всего
Говоря о задачах, которые стоят перед системой дошкольного образования, начальник главного управления образования Александр Сонгин определил три основные: сохранение здоровья детей, создание безопасных условий их пребывания и обеспечение квалифицированными кадрами. Стоит отметить, актуальность первых двух подчеркивали и применительно к среднему, профессиональному образованию.
– Вспоминая трагедию в Столбцах, а также более ранние, в том числе нападение в столичном торговом центре, теракт в минском метро, важно понимать, что вопросам безопасности необходимо уделять особенно пристальное внимание. Сегодня недостаточно установить тревожные кнопки в учреждениях образования, организовать электронную пропускную систему, установить камеры видеонаблюдения. Работа должна выйти на новый уровень. Педагоги, психологи должны обращать внимание на детей, склонных к жестокости или же очень замкнутых. Задача – предупредить ситуацию. И очень важно организовать работу и взаимодействие разных служб, – отметил начальник управления Комитета госбезопасности по Гродненской области Александр Неверовский.
А потому – большая задача стоит перед психологами и социальными педагогами. В том числе и по работе с родителями, которые, по мнению заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Александра Сегодника, должны активнее участвовать в жизни школы, а главное – своих детей.
Планка высокая
Достижения Гродненщины именно в олимпиадном движении отметил и директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Беларуси Михаил Мирончик. Вместе с тем он обратил внимание, что не менее важно участие детей в конкурсе работ исследовательского характера, где также у области хороший потенциал.
Шагая в ногу со временем, сегодня в некоторых школах и гимназиях области в качестве иностранного языка можно изучать китайский. 2019 год объявлен Годом образования Беларуси в Китае. Впервые в двух учреждениях общего среднего образования города Гродно организовано изучение китайского языка как учебного предмета. В целом его изучают почти 700 детей в 14 учреждениях. К новому учебному году планируется расширить сеть школ, в которых будет изучаться этот язык.
Вклад в здоровье нации
– Успехи, которые есть в системе общего среднего образования, – это уже история. Сегодня – новые задачи. Система образования складывается из многих компонентов: начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим. Нам надо научить человека думать, сохранить ему здоровье, привлечь его к социально полезному труду, – отметил Виктор Лискович.
В некоторых регионах области, а особенно в городе Гродно, низкий процент годности юношей к службе в армии – около 40. В подростковом возрасте только 31,1% детей абсолютно здоровы.
– Важно посмотреть, как проходят уроки физической культуры. И максимально строго подходить к педагогам, которые не выполняют свои обязанности. Все школы должны быть укомплектованы спортинвентарем. Нужно проводить больше массовых спортивных мероприятий, в том числе с участием родителей. Для этого в области созданы все условия: мы открыли для свободного посещения спортивные залы и площадки. Они не должны пустовать, – подчеркнул Виктор Лискович.
Активные и инициативные
Воспитать настоящего гражданина Беларуси – в том числе задача системы образования. Ответственность за страну, в которой живешь, нужно прививать с детства.
– Образование – это не бизнес. Это прежде всего идеология, – отметил директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Беларуси Михаил Мирончик. – Мы сегодня констатируем, что наши выпускники уезжают за границу. По этому показателю впереди Минск и Брест. Однако вопрос актуальный и для Гродненщины. Как остановить отток? Нужно здесь создать такие условия, чтобы выпускники школ хотели получать образование и работать именно в Беларуси.
Также на коллегии поднимались вопросы работы пищеблоков, оптимизации учреждений образования, распределения выпускников учреждений профессионального и высшего образования, работа с резервом кадров.
Завершилась коллегия торжественным моментом награждения сотрудников учреждений и ведомств, с которыми активно сотрудничает система образования области. Также подвели итоги областного конкурса среди отделов образования и учебных заведений.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ
Рабочие специальности для старшеклассников, аграрные классы и 90 дипломов на республиканской олимпиаде. Интервью начальника главного управления образования Александра Сонгина об итогах 2018 года
В Гродно прошел областной этап республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси» (+видео)
Изобретатели со школьной скамьи. Проект лидских школьниц победил в открытом онлайн-голосовании областного конкурса "Сто идей для Беларуси"