На что нужно обращать внимание, покупая вещи на маркетплейсах, – ликбез от эксперта
Какие механизмы предусмотрены для защиты прав тех, кто закупается на маркетплейсах?
Какие нюансы нужно учитывать, чтобы онлайн-шопинг не портил нервы? И какие механизмы предусмотрены для защиты прав тех, кто закупается на маркетплейсах? Ликбез для «Знаменки» провела председатель Белорусского общества защиты потребителей (БОЗП) Анна Суша, сообщает СБ.При выборе товара на интернет-площадке специалист рекомендует проверить, как давно существует магазин:
– За новомодным словом «маркетплейс» кроется лишь информационный спонсор – площадка, на которой зарегистрированы магазины и индивидуальные предприниматели. И многие потребители допускают ошибку, направляя претензии в адрес нее, а не поставщика. Обращайте внимание, у кого вы приобрели вещь. А на этапе покупки посмотрите, как давно зарегистрирован продавец: вдруг это однодневка?
Сравнивайте цены на одноименный товар. Объяснения из разряда, что вы нашли его где-то дешевле, впоследствии не станут основанием для расторжения договора, даже если изделие не входит в перечень доброкачественных непродовольственных товаров, которые нельзя обменять.
В момент доставки сложной бытовой или цифровой техники следует убедиться в ее исправности, заостряет внимание Анна Суша:
– Пусть прибор продемонстрируют в действии. Как правило, покупателю всегда предлагают подписать документ о том, что он не имеет возражений. Излишне доверчивый потребитель, уверенный в качестве девайса, при вскрытии упаковки может обнаружить на нем, скажем, вмятины. И как потом докажешь, что они были нанесены ранее, а не в процессе эксплуатации? Поэтому не спешите подписывать бумаги.
Если намерены оформить рассрочку, убедитесь, что заключаете не кредитный договор, иначе рискуете переплатить немалую сумму.
Курьер или сотрудник пункта выдачи заказа обязан вручить покупателю документ, подтверждающий стоимость товара. Нелишним будет сохранить чек на время гарантийного срока. Руководство пользователя может отсутствовать на бумажном носителе – его легко найти в интернете.
Если в процессе эксплуатации что-то пошло не так, эксперт советует составить письменную претензию и послать ее по почте:
– Требования потребителя должны удовлетворить за 14 дней. Иначе он вправе обратиться с исковым заявлением в суд и, если понадобится, к нашим специалистам за помощью.
Анна Владимировна приводит пример судебного разбирательства с интернет-магазином:
– Покупатель приобрел варочную поверхность и духовой шкаф, но при установке обнаружил, что изделия друг другу не соответствуют: они просто не работали в тандеме. Магазин отказался пойти навстречу и удовлетворить претензию. Мы составили иск, в результате продавец компенсировал цену варочной поверхности (1280 рублей), выплатил штраф в размере стоимости товара, моральный ущерб и неустойку и возместил расходы БОЗП (355 рублей). Убыток возрос в разы, что, мне кажется, красноречиво говорит об одном: лучше выбрать мирный путь.
Многие потребители предпочитают интернет-площадки из экономии, ведь порой товары на них намного дешевле, чем в стационарных магазинах, замечает Анна Суша:
– И все же рекомендую не соблазняться низкой ценой. Помните народную мудрость: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Выбирая вещь на просторах интернета, следует отдавать себе отчет, где именно вы намерены ее приобрести – в интернет-магазине или в соцсетях. На изделие, купленное, что называется, с рук Закон «О защите прав потребителей» не распространяется.
В целом законодательство не предусматривает существенных различий для стационарных магазинов и интернет-площадок, резюмирует Анна Суша:
– Действуют одни и те же нормы. Прежде всего Закон «О защите прав потребителей», а также Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания» и Гражданский кодекс.
СБ