Каменные «семечки» производят в Бастунах

Продвижение 28 июля 17 2648
1C9A9914

Корреспонденты «ВГ» познакомились с процессом производства на асфальтобетонном заводе ДРСУ №120 щебня — одного из самых распространенных и универсальных строительных материалов.

Рациональная концепция

В 2006 году после покупки конусной дробилки СМД-561 на асфальтобетонном заводе (АБЗ) ДРСУ №120 наладили дробление щебня. РУПП «Гранит» г. Микашевичи не поставляло необходимое количество каменного материала. Поэтому выход нашелся в производстве гравийного щебня и частичном переходе с централизованного материала на местный. Ко всему, это в разы сокращало транспортные расходы и, соответственно, себестоимость щебня. К слову, несмотря на то, что гравийный щебень немного уступает гранитному в прочности, он получил широкое применение в строительстве. Это оптимальный выбор по соотношению цена-качество для устройства нижних слоев дорожных одежд. Позже для изготовления щебня потребовалось дополнительное оборудова-ние. Организация приобрела еще одну дробилку, питатель. Неотъемлемой частью технологического процесса является экскаватор с гидромолотом, который необходим для разбивки валунов. На АБЗ ведь завозились настоящие «великаны»: больше метра в диаметре. Потоком камни начали поступать на завод с колхозных полей и «крушней» из околиц.

1C9A9916 1C9A9918 1C9A9921 1C9A9925

Из «великанов» в «семечки»

Камни величиной больше метра попадают под обработку гидромолотом. Раз за разом машина ударяет по валуну с огромной силой. По словам работников, одни «великаны» быстро «сдают позиции», а другие рассыпаются после 20-минутной «атаки». Затем камни попадают в бункер крупного измельчителя, где в несколько заходов разбиваются. Черед за конусной дробилкой, в которой располагаются специальные брони. Она в свою очередь выдает на вибрирующий грохот щебень, который отсевается через многочисленные сита по фракциям. Тонн 50 валунов ожидает своей очереди. Пока их запасы не пополняются, так как экскаватор занят на других работах. Да и выгода все-таки за меньшими камнями — удается сократить количество этапов получения щебня нужной фракции. Экономия налицо.

1C9A9927 1C9A9940 1C9A9942 1C9A9945 1C9A9947

— Кроме дробления камней, заготавливаются гравийно-песчаные смеси. Завозим и затем отсеваем гравий: щебень размером 5-15 мм идет на приготовление асфальтобетонной смеси, свыше — в дробилку. Перерабатываем лом асфальтобетона. Только в этом месяце порядка 500 тонн отработали. Материал затем используем в отсыпке, ямочном ремонте, идет на реализацию населению. Практически безотходное производство. Работа на нашем участке длится до морозов. Зимой большая часть коллектива отправляется в трудовой отпуск, да и намерзший камень тяжело забрать у земли, — знакомит с процессом мастер АБЗ Владислав Трунц. — А сейчас горячая пора — дробилки работают с «продленкой». Щебень нарасхват. На взаимовыгодных условиях отправляем и в соседние районы. За 2016г. было переработано 6 000 тонн камня. На этот месяц доведен план заготовки в 1 000 тонн чистого материала, значит, переработать необходимо в два раза больше. Чтобы лучше представить, это в пределах 15 вагонов. За смену в среднем набиваем 60-70 т.

Покой им только снится

Не могу не передать свои ощущения от получасового присутствия на заводе, расположившегося недалеко от бастунской «железки» в живописном лесном массиве. Оказавшись на производственной территории, поразили бесчисленные холмы, словно каменные дюны, и бункеры, котлы, трубы огромных размеров. Время обеденного перерыва, поэтому слышно лишь пение птиц и отдаленный гул машин с дороги. Подойдя ближе к дробилкам, подумалось, в принципе неплохо здесь работать: сиди, нажимай кнопки, дергай рычаги и наблюдай процесс из кабинки управления. Но уже после показательного запуска машины, внешне похожей на осьминога, я убедилась в обратном. В сложный технологический процесс вовлечены три дробилки, грохот, погрузчики, подвозящие материал на переработку, транспортеры, перемещающие готовые смеси к определенным штабе-лям… Беспрерывный шум, создаваемый механизмами и падением камней, густое облако пыли и жара в закрытом пространстве кабинки вызвали у меня дискомфорт уже через несколько минут. Несмотря на все это, люди работают с охотой.

1C9A9947 1C9A9950 1C9A9954 1C9A9958 1C9A9960 1C9A9962 1C9A9965 1C9A9971

На дробилках трудятся Андрей Борейша, Ян Стефанович и Иван Кашкевич. Кстати, его сын Иван тоже здесь работает — на погрузчике. На таком же механизме и Иван Кулевич. Экскаватором управляет Франц Стефанович. За качеством производимого материала следит техник-лаборант Леокадия Барун. Сушильный шкаф, муфельная печь, пенетрометр, водяная баня, морозильная камера, электронные весы, сита… Все это необходимо ей для контроля и составления строго «рецепта» смесей. Многие из этих людей отдали не один год делу, другие же только вливаются в дружный коллектив, который возглавляет опытный специалист с 26-летним стажем работы в дорожной отрасли Владислав Трунц. Он настолько привык к производственному процессу, что, придя домой, тишина тяготит, мысли о работе не покидают его, признается мастер. Именно на таких людях и держатся предприятия.

Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.
Добавление комментария
CAPTCHA
*