Как социальные службы Ивьевского района осваивают электромобили
Вот такая заправка для электрокаров появилась в центре Ивья.
Ключи из рук министра
Указ № 273 о мерах по стимулированию использования электромобилей подписан в июле этого года. Владельцев электромобилей освободили от дорожного сбора. Производители импортных зарядных устройств освобождены от НДС, а землепользователи могут беспрепятственно устанавливать их на своей территории. Помогут ли все эти преимущества пересадить белорусов на электрокары?
Взять хотя бы ивьевцев. До недавнего время они вообще мало задумывались о преимуществах «зеленых» авто. А тут вдруг в центре города появляется бесплатная зарядка, а к ней в придачу — два авто. Откуда и зачем? Ответ знает заместитель председателя Ивьевского райисполкома Инна Тарасова.
— Это демонстрационный проект по сокращению выбросов парниковых газов на примере нашего района, — раскрывает карты зампред. — Он реализован в рамках Программы малых грантов Глобального экологического фонда. Совместно с консультативно-просветительским учреждением «Природный путь» подали заявку и получили транш в виде двух электромобилей стоимостью 90 тысяч рублей. Для обеспечения их работы ГПО «Белоруснефть» установило в районе первую заправку. Ключи от новеньких авто нам вручил лично министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык. Кроме того, в стране делается все возможное, чтобы заинтересовать граждан в покупке электрокаров. Ивьевский район имеет выгодное географическое расположение. Буквально в нескольких километрах проходит трасса М-6, оживленный перекресток, ведущий на Вороново, Сморгонь, Ошмяны и Островец. Сегодня владельцы электрокаров могут приехать к нам, зарядить авто, провести какое-то время в городе.
Три часа на зарядку
Итак, ивьевская социальная сфера пополнилась двумя электромобилями. Пятиместный электрокар достался районной больнице. Здесь обслуживают 23 тысячи детей и взрослых. Большая половина из них проживает в сельской местности. Больница оказывает все виды помощи: начиная с педиатрической и заканчивая хирургической. Ближайший межрайонный центр — в Лиде.
— Район дотационный, поэтому найти средства для покупки автомобиля весьма проблематично, — констатирует главный врач Ивьевской ЦРБ Лилия Горбач. — В первую очередь электрокар будет использоваться для оказания первичной медицинской помощи. Участковая сеть, педиатрическая и терапевтическая службы будут активно ездить на вызовы. При необходимости будут выполняться плановые выезды или консультации узких специалистов.
— Как освоили технику?
— Ничего сложного, — улыбается главврач. — Водители прошли специальное обучение в Минске. Машина, можно сказать, едет сама. Помимо главной заправки, есть еще одна. На территории ветеринарной станции. Однако хотим строить у себя в больничном гараже собственную. Нового поколения. Дело в том, что существующие заправки — третьего поколения. Скорость зарядки у них — 3—4 часа. А мы хотим, чтобы авто можно было бы заправить энергией за 20—30 минут. Оперативность в медицине — главная составляющая. Мы уже обратились в Лидские электросети, и нам пообещали помочь. Поставим отдельный счетчик учета. Пока все это удовольствие бесплатно, но надо быть готовым к тому, что когда-то платить все-таки придется.
Водитель Виктор Артюх легко приноровился к управлению. Говорит, ничего сложного. Нажимаем кнопочку — и поехали.
— На приборной панели высвечиваются уровень зарядки, температура генератора, скорость, — комментирует поездку опытный водитель. — Большой экран можно использовать в качестве компьютера. Жители города, особенно во время заправки, подходят, интересуются ценой и качеством. Пока отзывы только положительные.
«Игрушка» на дороге
Еще один электрокар — двухместный. Он ожидает добрых дел возле территориального центра обслуживания населения Ивьевского района. Его директор Кристина Трофимчик рада пополнению:
— Планируем использовать новую машину для доставки продуктов и лекарств одиноким пожилым людям, подвозить их в учреждения здравоохранения, а также при обследовании условий проживания граждан в составе смотровых комиссий. Правда, в этом случае все равно надо выезжать на двух авто, так как в электромобиль помещается всего один пассажир. Как бы то ни было, мы рады подарку и найдем ему применение.
Директор территориального центра обслуживания населения Кристина ТРОФИМЧИК рада новинке.
Машина действительно смотрится игрушечной, хотя для двоих внутри достаточно комфортно и просторно. Вот работница центра приехала из магазина с пакетом продуктов. Их надо доставить одинокому пенсионеру Иосифу Жабинскому. Фото на память, и продуктовый набор отправляется по нужному адресу. Удобно, быстро, а, главное, — совершенно бесплатно.
— Честно говоря, по городу ездить — одно удовольствие, — признается Кристина Трофимчик. — По деревням — пока не решались. Очень низкая посадка. Но мы рады, что у нас в руках реальный пример того, что электрические автомобили — это не будущее, а уже настоящее. К тому же бензин постоянно дорожает, а электричество для подзарядки авто бесплатно. Почему бы не воспользоваться предоставленной возможностью?
Интересно, что в 360-тысячном Гродно пока зарегистрировано только три электромобиля. А инфраструктура уже значительно опережает потребности владельцев «зеленой» техники. Буквально несколько дней назад две зарядные станции максимальной мощностью 22 кВт каждая начали работу на стоянке около спорткомплекса «Неман» в центральной части Гродно. Всего в области в этом году планируется построить еще четыре станции экспресс-зарядки электрокаров четвертого поколения.