В Музее истории религии можно посмотреть выставку "Тайна христианского образа"
Священные изображения в церкви известны еще с I века. В период формирования христианского искусства их называли иноками (с греческого «образ» или «изображение»). Это слово использовалось по отношению к любому изображению Христа, Богоматери, святого, независимо от того, было оно пластическим или живописным. Иконографический канон и его религиозная эстетика сформировались в византийскую эпоху (в основном в ХII веке). В иконе окружающий мир воспринимается с точки зрения вечности и сама икона рассматривается не как произведение искусства, а как особая форма божественного откровения. Предмет иконографии нельзя отобразить до конца в земных образах, поэтому иконописная традиция выработала свой изобразительный язык.
Для православной живописи характерна обратная перспектива. В ней совмещается несколько временных моментов, которые происходят в разных местах. На иконах представлен не столько сам предмет, сколько его идея. Например, никогда не изображается небо: его нет в том мире, который служит иконописцу темой. Удлиненные фигуры святых на иконах будто парят. Тело выглядит невесомым и бесплотным, ведь в человеке самое важное – душа. Главная цель иконописи заключается в том, чтобы отразить преобразованное состояние человека. Отсутствует внешний источник света (свет исходит от фигур, пронизывает одежду и архитектуру), как нет и теней. Цвет используется для передачи всей гаммы чувств. Он имеет символический характер.
– Золотой – символ Царства Небесного, огонь Духа Святого. Зеленый – вечной жизни. Белый – чистоты. Очень часто встречаются красный и синий. Это разные цвета, но они выступают в единстве: красный – цвет земли, а синий – цвет неба. Поэтому Матерь Божию мы всегда видим в этих цветах. Темно-красных оттенков мафорий (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят – прим. автора) означает материнство и напоминает о царском происхождении Пречистой и перенесенных ею страданиях. Синего цвета туника символизирует непорочность, – объясняет автор выставки, старший научный сотрудник музея Игорь Гончарук.
Католическое искусство в меньшей степени ограничено каноническими рамками. На Западе, начиная с ХIII века, формируются индивидуальные стили. Распространилась религиозная живопись на холсте с новым пониманием иконы. Однако отношение к религиозной картине как к сакральному образу сохранилось. Согласно учению Тридентского собора, икона, хотя и не имеет в себе самой Божией силы, освящает тех, кто молится, благодаря «отпечатку» первообраза. За большинством персонажей закреплен свой традиционный набор символов. Важным считается некий элемент, указывающий на личность святого, суть его служения и подвиги. Например, ключи от рая – атрибут апостола Петра, Х-образный крест – апостола Андрея. Евангелистов Матфея, Марка, Луку, Иоанна олицетворяют, соответственно, с ангелом, львом, тельцом и орлом. Отцов Церкви – с книгой, потому что они несут миру слово Божие.
– Святых мучеников изображают с орудием их пыток, крестом и пальмовой ветвью – символом победы, а святых целителей, как правило, с приспособлениями для лечения. Вот, например, наиболее известный из них – святой Пантелеймон. На иконе он держит ларец с лекарствами и ложечку, – показывает Игорь Гончарук. – Подобные атрибуты помогают читать священные изображения.
Представленные на выставке памятники христианского искусства – иконы и скульптуры – знакомят со спецификой религиозного мировосприятия, а также со скрытым смыслом видимых образов, которые постигаются через понимание целой системы знаков, символов и атрибутов, характерных для иконографического отображения. Посетить экспозицию и увидеть собранные на ней экспонаты можно до середины мая.