В Фарном костеле вышли на финишную прямую в работе над реставрацией алтаря 18 века
Восстановление трёхвековой святыни. В главном католическом храме Гродно – Фарном костёле – вышли на финишную прямую в работе над реставрацией алтаря. Он датируется 1720 годом. Над восстановлением уникальной части костёла работают минские реставраторы в третьем поколении Николай и Елисей Лёля. К слову, это уже не первая их работа в гродненском храме, передает "Гродно Плюс". Почему отец и сын отдают предпочтение восстановлению Фарного костёла и что удалось найти во время реставрации?
Карьера реставратора у Елисея Лёли началась в 14 лет с Фарного костёла. Его отец, Николай Лёля, тогда начал трудится над восстановлением центрального алтаря после пожара. Было это девять лет назад. Тогда ещё мальчишка, который твёрдо решил продолжать династию реставраторов, помогал с мелкими деталями. Сейчас, уже имея опыт, Елисей занимается важным и серьёзным делом. Расписывать алтарь под мрамор – кропотливый труд, который требует усидчивости. Признаётся, его это нисколько не тяготит. Наоборот, молодой реставратор хотел бы, чтобы рабочий день был дольше и чтобы не нужно было отвлекаться от процесса.
ЕЛИСЕЙ ЛЁЛЯ, РЕСТАВРАТОР:
- Мне еще повезло, у меня есть образец. Первые алтари, которые расписывали. Я на них ориентируюсь. Там подсмотрел, надо кисточкой вправо или кисточкой влево. Вот такой ориентир у меня есть.
Это уже третий, последний этап реставрации алтаря. Позади самое сложное – непосредственно его подготовка, снятие всех деталей, их покраска и даже доделка. Например, эти элементы похожи на отлив. Но на самом деле, это резьба по дереву с позолотой. Они уже готовы красоваться на своём законном месте, на алтаре. Ждут своего часа и старинные иконы: икона Святого Стефана и Иуды Тадеуша. Подписей, кто и когда их создавал, нет. Но мастера уверены, почерк говорит о хорошей школе иконописи. Впрочем, они, как и многое другое в Фарном костёле, хорошо сохранились. Но над некоторыми частями алтаря реставраторам пришлось сильно потрудиться.
НИКОЛАЙ ЛЁЛЯ, РЕСТАВРАТОР:
- Элементы резьбы были сильно утрачены. Сама концепция резьбы осталась. Некоторые детали надо было повторить, потому что все делится на левое и правое. Это скульптуры. Кое-где сохранилась полихромия ее нужно было сохранить. Укрепление… Тут очень здорово время сыграло. Войны, закрытие, открытие, температурный режим – всё влияет на это. Само дерево имеет свою усталость. Тут всё в совокупности. Чтобы это всё осталось, чтобы смотрелось оно так, будто его не трогали.
В этом и есть вся сложность реставрации. Дело в том, что никаких документов, как должны выглядеть алтари, да и в целом интерьер в костёле, не сохранилось. Но это не значит, что сегодня у реставраторов есть воля фантазии. Нет, они воссоздают ту работу, которую по многим причинам не удалось сделать их предшественникам.
КСЁНДЗ ЯН КУЧИНСКИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ КОСТЁЛА ИМЕНИ СВЯТОГО ФРАНТИШКА КСАВЕРИЯ:
- Есть упоминание, что алтари были расписаны под мрамор. Конечно, колористика немного другая. Вся колористика костёла поменялась за эти годы. Когда делали эскизы этих алтарей, брали во внимание, чтобы весь храм находился в одной цветовой гамме.
Обеспокоены судьбой алтарей и самого костёла не только священнослужители, но и прихожане. Ирина Лавриш редко пропускает службы. Приходит со всей семьей. Она одна из первых, кто помог материально, когда восстанавливали центральный алтарь. С тех пор отдельная графа в их семейном бюджете – на реставрацию многовековой святыни.
ИРИНА ЛАВРИШ, ПРИХОЖАНКА КОСТЁЛА ИМЕНИ СВЯТОГО ФРАНТИШКА КСАВЕРИЯ:
- Когда был пожар в костёле, ксёндз Ян объявил, что нужно собирать деньги. Собирать всегда тяжело. Когда началась реконструкция всех алтарей, мы в меру своих возможностей начали помогать. В каждом алтаре есть наша маленькая частица.
И большой труд Николая и Елисея. Кстати, за время работ удалось найти несколько ценных вещей. Это книги 16 века и вот этот треугольник. Рабочий столярный инструмент 17 века. Реставраторы не закинули его в долгий ящик мастерской, наоборот, используют в работе. Несмотря на то, что дома, в столице, и Николай, и Елисей без работы никогда не останутся, им всё-таки ближе восстанавливать древнейшие святыни. А Фарный костёл для них стал уже настолько родным, что останавливаться на полпути они не собираются.
ЕЛИСЕЙ ЛЁЛЯ, РЕСТАВРАТОР:
- Алтари, то, что мы восстанавливаем, большую ценность имеют. Например, в деревушке у кого-то лежала деталь. Она кому-то принадлежит, конкретному человеку. А это храм, его много кто посещает, много кто видит. Из-за этого он имеет большую ценность, для меня по крайне мере.
НИКОЛАЙ ЛЁЛЯ, РЕСТАВРАТОР:
- Самое интересное, когда работу сделал, даже вот алтари мы сделали. Сейчас наблюдаю, может, даже это и не я сделал. Живешь тем, что сейчас есть. Вот этой работой.
Николай Лёля уже практически переехал из Минска в Гродно и почти прописался в Фарном костёле. Всё-таки девять лет, не покладая инструментов, реставрирует алтари храма. Всего в костёле имени Святого Франтишка Ксаверия 13 алтарей, реставрировано уже пять. Так, кропотливо и уверенно главный католический храм Гродно полностью будет реставрирован.
Гродно Плюс