«Работать все равно буду». Интервью Александра Лукашенко в августе 1990-го
Александра Лукашенко сегодня можно смело назвать историческим.
32 года назад, 14 августа 1990 года, «Советская Белоруссия» опубликовала на первой полосе материал о депутате Верховного Совета БССР Александре Лукашенко, который сегодня можно смело назвать историческим. Огромная страна ощутимо двигалась к развалу, экономика катилась в пропасть, но при этом газета обратила внимание на успешно развивающееся хозяйство-маяк, как писали в те времена, и весьма нетривиального, активного и яркого его руководителя. Вчитайтесь в строки этой статьи: журналист «СБ» за четыре года до первых президентских выборов, по сути, разглядела в одном из 360 белорусских депутатов того времени личность, которой суждено войти в историю. Эта статья, а также воспоминания причастных к ней и современных политологов — в сегодняшнем материале.«Работать все равно буду»
Когда он решительно направляется к трибуне сессии, зал мгновенно затихает: будет интересно. Прямой и честный, Александр Лукашенко не умеет прятаться за красивой фразой, лукавить. Он настолько верен правде своих городецких мужиков, что и конфликтные узлы разрубает, как они учили: стоит за этим дело или хотя бы желание его делать? Если нет, зачем душу мутить?
Не признает никаких разделений на фракции, коалиции и течения — считает, что тогда Верховный Совет превратится в хворающий организм, а хворому не по силе воз проблем, у него режим щадящий. Тем, кто впадает в амбиции, молодым и горячим, советует поостыть: «Всегда помните мудрую фразу Соломона: и это пройдет!» Тем, кто видит «недостаток» в его высших образованиях — педагогический институт и Белорусская сельскохозяйственная академия, спокойно отвечает: больше, чем невежество, человека ничто не пятнает. Когда-то проигравшего спор не случайно запирали в библиотеку…
Пока он лишь в зале сессии напрямую задает вопрос: не обладая широким кругозором и не будучи реформатором-революционером до мозга костей, зачем претендуете на пост председателя постоянной комиссии?
Откровенно говоря, на трибуне робеют, когда Лукашенко в зале берет микрофон. Таков характер, а не желание выделиться, быть замеченным. В свои 36 лет он прирожденный лидер, организатор, политик. И одновременно очень мягкий, сердечный человек.
В совхозе «Городец» Шкловского района знают, что ему ничего не стоит отмахать гектар луга косой, выкопать колодец, срубить хату. Работает он красиво, любит меткое крестьянское словцо, рассказы мужиков-партизан из живописной деревни Августов. Рос Саша без отца, мать-доярка пропадала на ферме.
И азы крестьянской науки, как выжить, не имея достатка, он усвоил с детства. Принял завязший в долгах совхоз, а через два года получили прибыль в два миллиона рублей. Земля — суглинки, супеси, болота, а урожай зерновых 34 центнера с гектара, хотя еще два года назад было 12 — 17 центнеров.
Сегодня, когда его спрашивают об отношении к жителям села, говорит: это патриоты и мученики одновременно.
— Чем объяснить, Александр Григорьевич, что вас причисляют к БНФ, к неформалам, хотя ни к тем, ни к другим себя не относите?
— Потому что бытует мнение: мыслишь, как все, — бюрократ, уходишь от усредненных рамок — уже неформал.
Игнорируя их, мы проигрываем. Конечно, они претендуют на власть, считаю, что надо дать ее для пользы дела.
— А как сблизить всех?
— Аргумент лишь один: разрушая — созидай. Если человек ничего не предлагает, то и ломать ему не должно быть позволено.
— Вам так мало не хватило, чтобы стать народным депутатом СССР. Извлекли ли какие-то уроки из той предвыборной борьбы?
— Очень многое в себе пересмотрел и переделал. Избавился от эмоций, горячности, научился уважать соперников и терпимо к ним относиться.
Борьба — проверка духа. Думаю, что сохранил его, хотя на том первом этапе оказывали режим наибольшего благоприятствования высокому должностному лицу. По 166 встреч с людьми за месяц — вот где увидел наше общество в разрезе. На меня сумели завести даже два уголовных дела. Правда, хода дать им пока не осмелились. Главное понял: просыпается народ. Не только боль свою выплескивает, а желание все изменить, переделать. Теперь как народный депутат БССР провожу встречи с людьми более конструктивно. Приглашаю специалистов, работников советской власти. Прямо тут же, в зале, даем поручение. А в следующий раз докладываем, что решили и чего не сделали. Хотим создать депутатскую группу Шкловского района, чтобы депутаты всех уровней действительно обладали полнотой власти.
— Как вы отнеслись к тому, что вас не избрали председателем Комиссии по аграрным вопросам и продовольствию, хотя ваша программа, простая и конструктивная, многим понравилась?
— Работать все равно буду. Терпение есть. Подожду. Придет и мое время.
СБ