Талантливые, активные и позитивные
«Доброе утро, ребята! Как настроение?» — с такой приветливой фразы начинают свои уроки педагоги А.И. Радион и В.Ч. Кветень. Уже 38 лет учитель немецкого языка Антонина Ивановна верна главному делу своей жизни — педагогике, и за плечами — плеяда благодарных талантливых учеников. Как признается моя собеседница, самой не верится, как быстро пролетело это время. Когда-то она, выпускница Минского института иностранных языков, молодым специалистом приехала в наш район. Поначалу работала в Полецкишках, Бастунах, а последние 26 лет своей жизни посвятила ученикам Жирмунской СШ. Была возможность уйти из образования, но не смогла — это ее жизнь.
— Хороший учитель тот, кто понимает и любит детей, умеет прощать им ошибки, требователен не только к ученикам, но и к самому себе. Надо уметь создавать с ними единые цели. «Nicht fur die Schule, fur das Leben lernen wir» — «Не для школы — для жизни учимся мы», — убеждена Антонина Ивановна. — Для меня всегда была особенно интересна работа с одаренными детьми, у которых есть внутренний позыв узнать больше, исследовать. И могу сказать, что на выявление таких детей у меня есть чутье. Ну а там дело за малым — тему нужную подсказать, источники изучения и, конечно, контроль и помощь.
По мнению учителя белорусского языка и литературы Валентины Чеславовны Кветень, синонимом слову «обучение» должно являться «творчество».
— Педагог — это старательный ученик, который непрерывно учится, совершенствуется, находится в постоянном поиске, творчески активен. Даже если вы мастер своего дела, не бойтесь оставаться учеником.
Многолетнее следование своему пониманию значения выражения «хороший учитель» помогает ей зажигать на небосклоне науки одну звездочку за другой. Пример работы с одаренными детьми ей когда-то показала заместитель декана факультета белорусской филологии ГрГУ имени Я. Купалы И.В. Пивоварчик, будучи руководителем дипломной работы, за что нынешний педагог ей очень признательна. Как впрочем, и своему отцу, который еще в детстве вложил в нее упорство добиваться лучших результатов.
Вкупе с глубокими знаниями своих предметов и большим педагогическим опытом достичь высоких успехов в нелегкой профессии нашим героиням помогают доброжелательность и любовь к детям. А успех учителя, как известно, определяют достижения его учеников. Прекрасным подарком в канун Дня женщин стала победа их учениц на XVIII республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся. Девятиклассница Александра Иванч с работой «Адкуль паходзяць назвы рэк Гродзеншчыны» улучшила свой прошлогодний результат и заняла II место, тем самым доказав, что она — не случайная победительница. Девушка удостоена поощрения специального фонда Президента РБ по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, а также Почетной грамоты Гродненского областного отделения Белорусского фонда мира, зачислена в банк данных талантливой молодежи. Саша планирует не останавливаться на достигнутом и в будущем году продолжить совместную работу с Валентиной Чеславовной.
Третье место за работу на тему «Немецкие заимствования в белорусском языке» стало приятной неожиданностью как для Ирины Кузюк, ученицы 10 класса, так и для ее руководителя Антонины Ивановны. На областном этапе девушка была удостоена только Грамоты, а на республике — хороший рывок вперед. Это, конечно, воодушевило их обеих на дальнейшую научно-исследовательскую работу: тема уже выбрана, но пока в секрете из-за конкуренции.
Глядя на такой энтузиазм учениц, можно не сомневаться — их главные заслуги еще впереди, ведь приоритеты расставлены…
Галина ШЛЕМПО.
На снимке:А. Радион, И. Ку-зюк, В. Кветень и А. Иванч.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.