И опытный водитель был когда-то «чайником»
Каждый год ряды автомобилистов пополняют новички за рулем. Все мы когда-то учились управлять автомобилем. Кое-кто вспомнит, как тряслись его руки и ноги, кто-то скажет, что до автошколы ездил, и получение прав для него было лишь формальностью. Хватает ли нескольких месяцев курсов в автошколе, чтобы стать асом вождения?
— Конечно же, нет, — с уверенностью ответил водитель с более чем 20-летним стажем, мастер производственного обучения, инструктор по вождению Вороновского колледжа Петр Ивуть. — Большинство выходят «зелеными», ведь они учатся азам. Основная учеба начинается после автошколы. Все приходит с опытом, с количеством накатанных километров, с годами, в конце концов. Молодому водителю необходимо уяснить простую истину: тише едешь — дальше будешь. Перед настоящей дорогой новичку следует лучше освоить свою машину, прочувствовать ее: обязательно научиться «видеть» габаритные размеры автомобиля, своевременно и правильно переключать передачи, двигаться назад, не путать педали... Современные машины проще в управлении, и это создает иллюзию легкости и безопасности вождения. К сожалению, наставление из Правил дорожного движения о том, что любой «автомобиль является источником повышенной опасности», вспоминают только после трагедий. Таких случаев достаточно.
Первая самостоятельная поездка всегда волнительна. Поэтому, если есть возможность, лучше, чтобы рядом был опытный водитель, который поможет и подскажет в нужный момент, — советует инструктор.— Лучше воздержаться от подвоза пассажиров — они могут отвлекать разговорами. То же касается и музыки. Важно полностью сосредоточиться на дороге и на собственных ощущениях. Про мобильный телефон, пожалуй, и говорить не стоит.
Посидев за рулем несколько месяцев и накатав пару сотен километров, молодой водитель склонен оценивать себя прирожденным автогонщиком. Это очень опасный момент, который переживают почти все новички. Некоторые навыки, перешедшие в стадию автоматизма, — лишь первый шаг на пути получения необходимого опыта.
Следующий этап — приобретение уверенности на трассе. Перед тем как совершить длительную поездку, обязательно нужно проверить техническое состояние автомобиля. Выехав на трассу, лучше воздержаться от обгонов. Стабильная скорость и соблюдение дистанции — главные принципы движения на автомагистрали. Безусловно, не менее важное качество, которое должен выработать в себе водитель, — не поддаваться стереотипам и сохранять спокойствие в любой дорожной ситуации.
Возможно, не всегда прямым следствием ДТП становится неопытность водителя — все ошибаются независимо от того, сколько лет насчитывает их водительский стаж. Однако, по статистике, 40% аварий происходит по вине водителей со стажем до двух лет. Без малого половина аварий — из-за «чайников»! Советы о том, как себя вести на дороге молодому водителю в самый опасный период года, дает старший инспектор ДПС ГАИ Вороновского РОВД Александр Жук:
— Одно из важнейших условий безопасности дорожного движения во время тумана, дождя, гололеда — дальность видимости проезжей части. Многие водители при этом ограничиваются включением только габаритных огней. Опасное заблуждение! Лишь свет фар в таких условиях позволяет сделать транспортное средство видимым для других участников движения.
Зима опасна заносами. Очень важен в этот период скоростной режим. И, конечно, следите за состоянием шин своего автомобиля. Помните, с началом заморозков резина должна стоять зимняя (!). При движении по скользкой дороге посадка водителя — «поза готовности» к экстремальным действиям. Руки — только на верхнем секторе руля. Чем больше туловище прижато к сидению, тем лучше ощущение автомобиля. Зимняя манера езды должна исключить резкие действия как по управлению рулем, так и педалями. Реакция на занос должна быть спокойной. Чтобы восстановить устойчивость, необходимо, немного снизив скорость, плавно вращать руль в сторону заноса, при этом не выжимать сцепление и не тормозить.
Зимний период характеризуется сокращением светового дня. Несмотря на то что интенсивность движения в темное время суток уменьшается в 10 раз, на этот период приходится 50% ДТП. Не забывайте о скорости движения. Ослепление водителя светом фар встречных автомобилей — основная проблема: некоторые забывают вовремя переключиться. Следует им напомнить об этом короткими вспышками дальнего света. При сильном ослеплении включите аварийную сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы движения. В таких ситуациях не ищите спасения на обочине — там может поджидать не меньшая опасность, к которой вы не готовы.
Галина ШЛЕМПО.