Депозитная упаковка: что и почём будут принимать специальные тароматы
— Анатолий Васильевич, что сейчас делается для реализации проекта?
— Для того чтобы внедрить депозитную систему по сбору одноразовой тары, создана межведомственная рабочая группа. В нее входят более 40 человек. Почти половина из них — это бизнесмены, представители производственного сектора, торговых сетей. Также в состав включены сотрудники концерна «Белгосприщепром», «Белкоопсоюза», «Белресурсов».
Уже состоялось первое заседание межведомственной группы. Оно касалось организационных вопросов: участники обсудили, как построить дальнейшую работу по реализации проекта. На заседании приняли решение о том, чтобы нагрузку по подготовке к внедрению системы взяло на себя ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». Именно этим организация сейчас и занимается.
На реализацию всего проекта отводятся два года. В 2018-м будут решаться вопросы по законодательной части и разработке механизмов регулирования, а в 2019-м планируем привлечь инвестора и выполнить необходимые работы по созданию инфраструктуры сбора тары.
— Какое количество использованной упаковки образуется в Беларуси ежегодно?
— Немалое. В депозитную систему, к примеру, планируют включить 1,8 млрд единиц тары. Речь про стеклянную упаковку объемом до 3 л, ПЭТ-тару и жестебанку.
В Беларуси на данный момент стекло собирается неплохо. Такая тенденция сложилась, прежде всего, благодаря приемным пунктам. Есть определенная категория граждан, которая при существующей цене на бутылки активно собирает такое вторсырье и сдает. ПЭТ и жестебанка вовлекаются в оборот хуже. Они легкие, собрать экономически выгодное количество отходов тут сложнее.
— Как будет использоваться депозитная тара?
— Мы намерены вовлекать в оборот одноразовую упаковку. Эта схема несколько отличается от существовавшей в советские годы системы, когда старая тара возвращалась на предприятие, мылась и опять использовалась. Задействовать таким же образом ПЭТ-тару, жестебанку и стекло сейчас не получится. Их будут перерабатывать и применять в виде вторичных материальных ресурсов. Хотя за рубежом при производстве ПЭТ-тары есть технология, которая позволяет применять вторичный пластик: он идет не во внутренний, а в наружный слой бутылки. Но это довольно сложная схема.
Со стеклянной тарой тоже свои нюансы. Если раньше в Беларуси существовало небольшое количество разновидностей бутылок, то сегодня созданы десятки и даже сотни типоразмеров. Собрать в пределах всей страны каждому производителю свою тару непросто. Поэтому мы будем извлекать стекло только для дальнейшей переработки. Хотя не исключаем и тот вариант, что в перспективе может возникнуть депозит оборотной стеклянной тары.
— Какое оборудование потребуется для функционирования новой системы?
— Понадобятся тароматы — специальные автоматы для приема сырья. Это дорогостоящее оборудование. Но зато это более высокий уровень по сравнению с обычными приемными пунктами. Таромат будет считывать маркировку на упаковке и выдавать взамен либо денежные средства, либо чек, стоимость которого будет зачтена в магазине при покупке товаров.
— Какое количество тароматов понадобится, чтобы схема себя оправдала?
— Сейчас обсуждается цифра в несколько тысяч штук. Это оборудование будет установлено по всей республике в торговых объектах, где существует большой товарооборот. В сельской местности, где поток покупателей значительно меньше, организуют прием тары по старой схеме — с участием работников магазинов.
Каковы перспективы реализации проекта? К примеру, в Литве, где еще в 2016 г. внедрили автоматическую систему сбора тары, через тароматы проходит свыше 80 % использованной упаковки. Это хороший уровень, хотя устройств для сбора у них не так уж много: меньше тысячи на страну.
— В чем, на ваш взгляд, перспективность новой схемы?
— Она оптимальна по нескольким причинам. С одной стороны, это экономия ресурсов. А с другой — удобство для потребителя. Кроме того, депозитно-залоговая система обращения тары позволит увеличить объемы использования вторсырья, извлекаемого из коммунальных отходов, на 10 %.
— Животрепещущий вопрос: сколько можно будет заработать на одной бутылке?
— Залоговая цена тары на данный момент прогнозируется в размере 10–20 копеек за единицу. Для сравнения — в Литве это 10 евроцентов, в Германии — 25 евроцентов.
Наша задача — сделать так, чтобы у человека был стимул сдать тару, а не выбросить ее на мусорку.
— Какой объем финансовых вливаний понадобится для воплощения идеи?
— Весь проект оценивается в 100 млн евро. Это не только инвестиции в оборудование, но и оборотные средства, которые понадобятся для того, чтобы не пострадали производители. Нужно будет покрыть кассовый разрыв в залоговой стоимости, который образуется в период между производством товара в таре и его реализацией потребителю: этот срок может доходить до нескольких месяцев.
Расклад приблизительно такой: около 60 млн евро потребуется на технологическое оборудование и создание центров пересчета, а порядка 40 млн — на оборотные средства.
— Источником финансовых ресурсов станет частная или государственная компания?
— Поскольку опыта реализации подобного проекта в Беларуси нет, а за рубежом уже имеется, предлагается привлечь на конкурсной основе иностранного инвестора. Поучаствует ли в этом белорусский бизнес, будет зависеть от условий реализации задумки.
Подчеркну, проект не является коммерческим. Зарабатывать на нем никто не планирует. Но инвестор, вкладывая свои финансовые средства, будет, конечно, рассчитывать на их возврат. И мы должны это обеспечить. А в целом система нужна не для зарабатывания денег, а для охраны окружающей среды.