Новое в законодательстве. Об обращениях граждан и юридических лиц

Актуально 04 августа 17 1377
000022_415871_big

Способность своевременно, профессионально и непредвзято реагировать на просьбы, замечания или жалобы людей — один из важнейших критериев, по которым в Беларуси оценивается эффективность деятельности государственных ведомств и организаций. Именно поэтому руководство страны постоянно предпринимает усилия, направленные на совершенствование механизмов взаимодействия чиновников с гражданами.

В числе таких мер — подписанный Президентом страны 15 июля 2015 года Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», который вступил в силу 23 января нынешнего года. Кстати, с этого же дня начала действовать и подготовленная в соответствии с нормами вышеупомянутого документа новая инструкция об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц и ведения делопроизводства по ним в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД, утвержденная приказом МВД Республики Беларусь от 22 декабря 2015 года №370.

В законе появилось новое определение понятия повторного обращения. Отныне этим термином обозначается письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию (в том числе направленное из других организаций) в течение трех лет со дня поступления в организацию первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ.

Таким образом, законодатель конкретизировал срок, который учитывается при определении повторности обращений, — три года. Ранее же этот нюанс законодательно урегулирован не был и вызывал произвольную трактовку.

Претерпела существенные изменения статья шестая, регламентирующая вопросы личного приема. Отныне правом на принятие решения отказать в личном приеме или в записи на личный прием будут обладать не только должностные лица организаций (то есть непосредственно руководители), но и работники, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием.

Кроме того, расширен перечень оснований для отказа в личном приеме или записи на личный прием. К двум действующим основаниям (если заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы или когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам) добавились еще два — обращение в неустановленные дни и часы, а также по вопросам, не относящимся к компетенции организации.

Следует отметить, что в соответствии со статьей восьмой закона заявителей обязали направлять свои обращения для рассмотрения в организации исключительно в соответствии с их компетенцией.

Законодатель исключил из перечня требований, предъявляемых к обращениям, необходимость указывать место работы или учебы, — теперь заявителю достаточно будет обозначить свою фамилию и инициалы, а также адрес проживания.

Закон претерпел существенные изменения в части сроков принятия решений по обращениям. Ранее организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, не относящиеся к их компетенции, в течение пяти дней обязаны были направлять обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомлять в тот же срок об этом заявителей. Новой редакцией закона этот срок расширен до пяти рабочих дней.

Одновременно в соответствии со статьей 15 закона при оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу заявителя нужно будет уведомить об этом также в течение пяти рабочих дней. При этом течение сроков будет начинаться не со дня регистрации обращения, а со дня, следующего за ним.

Скорректирован срок направления уведомлений заявителям о продлении сроков рассмотрения обращений. Такое уведомление должно быть направлено не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращения.

Законодательное закрепление получила устоявшаяся практика направления ответов в случае коллективных обращений. Если в коллективном обращении указан конкретный заявитель, которому необходимо направить ответ, то ему он и должен быть направлен — с просьбой проинформировать других заявителей. В ином случае ответ можно направлять первому в списке заявителю, указавшему свой домашний адрес, — с аналогичной просьбой поделиться полученной информацией с другими заявителями.

Согласно статье 23 закона анонимными и не подлежащими рассмотрению признаются теперь и те обращения, в которых указанные заявителем данные не соответствуют действительности.

Корректировке подвергся алгоритм направления и рассмотрения электронных обращений. Так, не будут рассматриваться электронные обращения граждан, если они размещены не в специальной рубрике на официальном сайте госоргана. Требования к этой рубрике определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2015 года №1044.

Кроме того, электронные обращения должны будут в обязательном порядке содержать адрес электронной почты заявителя. А в отношении представителей заявителя закреплена обязанность прилагать копии документов, подтверждающих их полномочия. При несоблюдении этих требований электронные обращения предписано оставлять без рассмотрения.

В заключение хотелось бы обратить внимание коллег еще на несколько важных нюансов работы с электронными обращениями граждан.

Первое: на электронные обращения необходимо давать письменные ответы или направлять письменные уведомления тогда, когда об этом просит сам заявитель, а также если по указанному им адресу электронной почты по техническим причинам не удалось доставить ответ либо уведомление.

Второе: в случае, если электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо уполномоченного им лица могут быть размещены на официальном сайте госоргана или иной государственной организации в Интернете без направления ответов или уведомлений заявителям.

А.А. Станкевич,

начальник Вороновского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь, подполковник милиции.
Добавление комментария
CAPTCHA
*