Вековой юбилей осовского храма
Первое упоминание о приходе датируется 1666 годом. Тогда костел в этой местности был построен в деревне Подваранцы там, где сейчас располагается территория одноименной сельскохозяйственной фермы. Во время русско-польско-шведской войны он был сожжен. Существует и легенда о колоколе с сожженного храма. Когда святыня догорала, колокол, который был на ней, скатился в ближайший водоем. Люди долго слышали из воды его звон, пытались его там найти, но тщетно. Однажды молодая женщина с ребенком гуляла возле водоема. Ребенок начал резвиться в воде, на ощупь нашел что-то и стал тянуть на берег. Мать увидела это и поспешила на помощь — она хотела помочь извлечь из воды то, что тащил ее малыш. Раздался колокольный звон, предмет ушел из их рук. После этого уже никто больше не слышал чудного звука. В народе говорили, что если бы колокол доставал безгрешный ребенок, то наверняка вытянул бы его из воды, а так как мать малыша была грешна, колокол канул навеки.
На месте сожженного храма был поставлен деревянный крест как память о святыне. Возле него были посажены цветы, за крестом постоянно ухаживали. По словам очевидцев, которые еще живут, к кресту приходило много людей, в том числе бедных странников, они раскладывали возле него костры, грелись, молились… От костра деревянный крест и сгорел. Но ксендз Ян Петюн планирует со временем восстановить его.
А вот в живописном месте, где сейчас стоит костел, и расположилась деревенька Осова. Раньше здесь ничего не было, поэтому часто гоняли скот на пастбище. Однажды дети-пастушки в деревьях заметили что-то, похожее на сову, и стали кричать: «А! Со-ва-а-со-ва!». На их крики прибежали взрослые пастухи, присмотрелись и разглядели в деревьях облик Матери Божьей. С тех пор это место стали называть Асова (теперь Осова — прим. авт.). А на месте, где видели образ Матери Божьей, прихожане в 1732 году построили небольшой деревянный костел, огородили его забором (ограда стоит и сейчас). Он прослужил людям около 170 лет. В 1903 году прихожане начали строительство новой каменной святыни. Ксендз Виктор Коханский прибыл в приход в 1906 году, и в 1909-1910 годах строительство храма было окончено. Старый деревянный костел все это время находился в середине возводимого нового, но со временем его разобрали. В старом деревянном костеле в 1895 году был установлен орган, который потом перенесли в новый храм. Орган до сих пор, теперь во многом благодаря настоятелю Яну Петюну, радует прихожан своими чудесными звуками. Сохранилось и много другой костельной утвари и убранств. И сегодня богатство храма не только сохраняется, но и приумножается — в нем 7 алтарей, 7 фигур апостолов, много ангелов.
В этом приходе до ксендза Яна Петюна работал 31 священник, а в новом каменном костеле он — седьмой. Предшественник нынешнего настоятеля ксендз Антоний Банковский приехал в Осову в 1957 году и проработал здесь 39 лет. В осовскую святыню тогда приезжали верующие из тех мест Вороновщины, где храмы были закрыты, да и сам ксендз Антоний колесил по деревням и проводил в них службы.
Приход территориально большой, но многие деревни уже просто вымирают. Например, деревня Повиланцы когда-то была самой большой в приходе, а сейчас в ней нет ни одного человека. Да и в самой Осове количество жителей значительно уменьшилось. Основные прихожане приезжают в храм из агорогородка Погородно, да немного верующих — из деревни Бастуны. Но это не говорит о том, что скоро и жизнь костела угаснет. Благодаря работе настоятеля Яна Петюна здесь ведется работа с детьми и молодежью, в марте проводилась конференция для священников из нашей области. Устраиваются концерты органной музыки, частые гости которых юные музыканты из Вороновской школы искусств.
А еще недалеко от костела есть источник, из которого брали воду еще при строительстве храма, а она в нем не истощалась. В старых латинских документах ксендз Ян прочитал, что вода в этом источнике была лечебной. В одной польской газете была опубликована статья нашего земляка, который уже давно живет в Польше, где он рассказал не только о костеле, но и упомянул колодец, лечащий людей. Но, по словам настоятеля храма, исцеляет не вода, а вера. Ксендз Ян Петюн отыскал источник, очистил и облагораживает. Во время юбилейных торжеств ксендз-епископ Александр Кашкевич освятил его. И может быть, возродившийся источник — это добрый знак, что храм встретит еще не один свой юбилей!
Наталья ИВУТЬ.
На снимках: настоятель костела святого Георгия
Я. Петюн; хлебосольная встреча ксендза-епископа
А. Кашкевича; в ожидании Таинства Бежмования.