Слушается дело…
В Минске судят преступную группу таможенников. Судебный процесс начался 18 ноября.
Новость о задержании появилась в марте 2015-го, когда были арестованы 19 находящихся при исполнении и бывших сотрудников Ошмянской таможни.
В пункте пропуска «Каменный Лог» участниками преступной группы была разработана схема, согласно которой за взятку, нарушая таможенное законодательство, осуществлялся беспрепятственный пропуск крупных партий различных товаров через Государственную границу Республики Беларусь.
Суммы получаемого при этом незаконного денежного вознаграждения варьировались от 250 до 3 000 долларов США, в зависимости от количества перемещаемых грузов.
Каждый участник преступной группы выполнял «свои обязанности». К примеру, за ежемесячное денежное вознаграждение в размере 1 000 долларов США был и тот, кто «прикрывал» задержанных бывших должностных лиц, сообщая им информацию о запланированных проверочных мероприятиях Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Большинство из задержанных до ареста работали инспекторами таможенных органов.
Дело как дело, если не считать «масштабов» незаконного обогащения. Но удивляет то, что в поддержку одного из фигурантов «впрягаются» «независимые» правозащитники. Прямо как «в защиту» затерявшегося Владимира Кондруся, который, так никогда, наверное, не попался бы в руки правоохранительных органов, если бы «друзья», узнавшие в нем участника «Площади-2010», не сдали его органам.
На сей раз выдуманной жертвой «режима» стал Александр Юркойть, житель Островца, арестованный по делу таможенников за систематическое получение незаконных денежных вознаграждений. Вины Юркойть не признает. Правда, позиция его смехотворна, потому как факты вещь упрямая. Иные фигуранты коррупционного дела подтверждают: Юркойть был «в обойме» и взятки брал. Однако, «независимое» сообщество и сегодня пытается представить Юркойтя мало того невиновным, так еще и «политическим заключенным». Дескать, Юркойть — известный краевед, в свободное от работы время изучающий Островецкий край, инициатор «культурных» мероприятий и организатор в районе курсов белорусского языка. По мнению «белорусской пятой колонны», «свядомасць» Юркойтя чуть ли не стала причиной заключения последнего под стражу, а не то, что его поступки подпадают под нормы белорусского уголовного законодательства. Что-то не припоминается, чтобы знание и изъяснение на белорусском языке могло быть причиной уголовного преследования или освобождало кого-либо от уголовной ответственности.
В этом же направлении «работают» и «независимые» СМИ: «подающие» Юркойтя «страдальцем», невинно осужденным, будто подростком, попавшим в дурную компанию. Частные интервью с родственниками коррупционера или его «активная гражданская позиция» вряд ли снимут ответственность с Юркойтя-взяточника, зато успешно настроят общественность против, так как люди формируют мнение о человеке не по материалам СМИ, а «в живую», на основании конкретных поступков.
А ведь разница между бизнесменами вроде Чижа и Баскина, уклоняющихся от уплаты налогов, и таможенниками КПП «Каменный лог», находящихся при исполнении должностных обязанностей, безусловно, есть. «Такой ущерб, несомненно, должен быть возмещен не просто в полном, а в 3-5-кратном размере», — говорил Александр Лукашенко, требуя разобраться в схеме, по которой действовала преступная группа таможенников.
Что ж, как видно в очередной раз, неприкасаемых нет. Ни среди руководителей таможенных смен, ни среди их подчиненных. Возможно, в какой-то момент фигурантов громкого уголовного дела и пьянило ощущение вседозволенности и безнаказанности, но оно уже в прошлом.
А что ждет впереди, кроме уголовного срока, возмещения ущерба, конфискации имущества, невозможности занимать государственные посты в дальнейшем? Пожалуй, ничего кроме позора и утраты доверия. Впрочем, это никогда не мешало представителям белорусской «пятой колонны», которые не только прошли и уклонение от уплаты налогов, и нарушение законодательства, но и научились делать из своего уголовного прошлого «репутацию» мучеников «кровавого террора».
Что-то подсказывает, что Юркойть возместит ущерб. Пока длится судебное разбирательство, отсидит уголовной срок и пополнит «оппозиционные» ряды, благодаря «национальной идентичности», которую так восхваляют неудачники, именуемые себя «белорусской демократией».