Решение на разрешение
На эти и другие вопросы отвечает начальник управления по гражданству и миграции УВД облисполкома Ирина МАРТЫНОВА.
12 февраля 2010 года в Варшаве был подписан Договор между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о правилах приграничного движения, а 20 октября 2010 года в Минске подписано аналогичное Соглашение с правительством Литовской Республики.
В соответствии с положениями документов жители приграничных территорий Беларуси будут посещать приграничные территории Польши и Литвы, а жители приграничных территорий соседних государств — приграничные территории Беларуси без виз по разрешению на приграничное движение.
Утверждены списки административно-территориальных единиц, которые будут считаться приграничной территорией.
Жители приграничных территорий — это лица, которые могут предъявить документы, подтверждающие постоянное проживание на приграничной территории не менее 3 лет (по Договору с Польшей) и не менее одного года (по Соглашению с Литвой), а также проживающие вместе с ними супруг (супруга), несовершеннолетние дети, лица, находящиеся под опекой и попечительством. Для членов семьи ценз «оседлости» не требуется.
Разрешение на приграничное движение будет выдаваться не позднее чем в течение 60 дней по Договору с Республикой Польша, а с Литовской Республикой — в течение 20 рабочих дней со дня принятия заявления вместе с необходимыми документами. В исключительных случаях срок может быть продлен до 90 календарных дней, а для Литвы — до 30 рабочих дней.
По Договору с Республикой Польша первое разрешение выдается на срок действия 2 года, а очередное — до 5 лет. По Соглашению с Литовской Республикой разрешение выдается сроком от года до пяти лет.
Размер сбора за принятие и рассмотрение заявления о выдаче разрешения составляет 20 евро. От уплаты освобождаются пенсионеры, инвалиды I и II групп, дети.
Жители приграничной территории смогут пересекать границу и пребывать на сопредельной приграничной территории не более 30 дней каждый раз со дня пересечения границы, но в общей сложности не более 90 дней в течение каждых 6 месяцев. При этом разрешение не дает права на трудоустройство, занятие торговлей и бизнесом.
За пребывание на приграничной территории в течение более длительного срока, чем это предусмотрено, а также за незаконный выезд за пределы приграничной территории разрешение аннулируется, и лицо несет ответственность. Например, в Литве предусмотрен штраф в размере до 150 евро, а при повторном нарушении — до 350 евро.
Разрешения на приграничное движение для жителей Гродненской области будут выдаваться Генеральными консульствами Республики Польша и Литовской Республики в Гродно.
Теперь остается главный вопрос: когда начнут выдавать разрешения на приграничное движение? Конкретный ответ редакция не смогла получить ни в одном ведомстве. Но после бесед с рядом должностных лиц вырисовывается следующая картина. Вполне возможно, что приграничное движение с Литвой заработает уже в конце нынешнего года, чего не скажешь о польском направлении, хотя упомянутое выше Соглашение с Вильнюсом Минск подписал на 10 месяцев позже, чем подобный Договор с Варшавой.
А ведь наиболее заинтересовано в приграничном движении именно население восточных регионов Польши, где уровень социально-экономического развития гораздо ниже, а уровень безработицы выше, чем в западной части страны. В том же Белостоке поляки с ностальгией вспоминают расцвет приграничного сотрудничества, который сошел на нет со вступлением Польши в Евросоюз и введением шенгенских виз. Но об этом почему-то забывает официальная Варшава, объявившая себя чуть ли не главным борцом за «демократию» в Беларуси. А в такой борьбе все уловки хороши, в том числе и затягивание времени по ранее достигнутым договоренностям.
Например, в упомянутом Договоре говорится, что для получения разрешения необходимы документы, подтверждающие наличие обоснованных причин для частого пересечения границы в рамках приграничного движения. Какие это документы, польская сторона так и не определилась. Кажется, мелочь, но без нее никуда не двинешься.
Не двинешься или придется простаивать в очередях, если до начала приграничного движения не открыть дополнительные пункты пропуска через границу или не расширить существующие. Но это требует и времени, и финансовых затрат. Но в свете известной позиции Варшавы рассчитывать здесь на помощь и содействие от Польши не приходится. Кстати, на белорусско-литовской границе подвижки есть. Например, значительно расширит свои возможности пункт пропуска «Привалка», в этих целях пока временно закрыт для проведения работ «Каменный Лог».
Многие политические обозреватели не без основания упоминают грядущие парламентские выборы в Польше, в которой две самые значимые партии рядятся в одежды борцов за белорусскую демократию. Только вряд ли это повысит их рейтинг. Чем восточнее от Варшавы, тем больше поляков не скрывают разочарования от нынешнего восточного курса своих политиков. Оно и понятно: приграничное население хочет от кандидатов в сейм реальных дел по решению социально-экономических проблем. И одним из этих дел может стать введение приграничного движения с Беларусью. Но это, в свою очередь, без нормализации отношений между Варшавой и Минском сделать невозможно. Но к переговорам Варшава не то что не готова, она их просто не хочет.
Сергей ИВАНОВИЧ.
«Гродзенская праўда», №85 от 21 июля 2011 года.
*****************
Перечень административно-
территориальных единиц, расположенных в пределах приграничной территории
Беларуси и Польши
По Гродненской области: г. Гродно.
Гродненский район: город Скидель, Вертелишковский, Гожский, Индурский, Квасовский, Коптевский, Обуховский, Одельский, Подлабенский, Путришковский сельские Советы, Сопоцкинский поселковый Совет.
Берестовицкий район: Берестовицкий, Конюховский, Макаровецкий, Малоберестовицкий, Олекшицкий, Пархимовский, Эйсмонтовский сельские Советы, Пограничный поселковый Совет.
Волковысский район: город Волковыск, городские поселки Красносельский, Россь, Верейковский, Гнезновский, Реплевский, Субочский, Шиловичский сельские Советы, Росский поселковый Совет.
Мостовский район: Глядовичский и Гудевичский сельские Советы.
Свислочский район: Вердомичский, Добровольский, Незбодичский, Новодворский, Свислочский сельские Советы, Порозовский поселковый Совет.
Список административно-территориальных единиц, расположенных в пределах
приграничной территории
Беларуси и Литвы
По Гродненской области: г. Гродно.
Гродненский район: Вертелишковский, Гожский, Коптевский, Обуховский, Озерский, Подлабенский, Поречский, Путришковский, Скидельский сельские Советы, Сопоцкинский поселковый Совет.
Вороновский район: г.п. Вороново, Бастунский, Беняконский, Больтишский, Вороновский, Гирковский, Дотишский, Жирмунский, Заболотский, Конвелишский, Мисевичский, Переганцевский, Погородненский, Полецкишский сельские Советы, Радунский поселковый Совет.
Ивьевский район: г.п. Ивье, Бакштовский, Гераненский, Ивьевский, Лаздунский, Лелюкинский, Липнишковский, Моринский, Субботникский, Трабский, Эйгердовский сельские Советы, Юратишковский поселковый Совет.
Лидский район: г. Лида, Бердовский, Ваверский, Дворищанский, Дитвянский, Докудовский, Дубровенский, Круповский, Можейковский, Тарновский, Третьяковский сельские Советы.
Островецкий район: г. Островец, Ворнянский, Гервятский, Гудогайский, Кемелишковский, Михалишковский, Островецкий, Подольский, Спондовский, Трокеникский сельские Советы.
Ошмянский район: г. Ошмяны, Борунский, Гольшанский, Гравжишковский, Гродинский, Жупранский, Каменнологский, Кольчунский, Крейванцевский, Мурованоошмянковский, Новоселковский сельские Советы.
Сморгонский район: Кореневский, Кревский, Лылойтинский, Сольский сельские Советы.
Щучинский район: Бакштовский, Василишковский, Головичпольский, Дембровский, Лядский, Можейковский, Новодворский, Остринский, Первомайский сельские Советы.