Светлана Тихановская "отключит" белорусов от SWIFT?
Почему это вряд ли, выстрел ли это себе в ногу и к чему это может привести, если вдруг – читаем текст, который нужно прочитать, чтобы не остаться у разбитого корыта, рассказывает корреспондент СБ.
Даже понятие зарплатной карточки год назад для Светланы Тихановской было в диковинку, зато сегодня “лидер белорусов Польши” активно призывает отключить свою бывшую родину от системы международной межбанковской передачи информации и совершения платежей SWIFT.
Возможно ли это?
Крайне маловероятно. SWIFT является кооперативным сообществом, т.е. по сути частной организацией (более 10 тысяч участников по всему миру), которая заинтересована в прибыли – каждая транзакция стоит денег.
Любое принятие решения об отключении от обслуживания банков и финансовых организаций (отключают не страну, а конкретные банки) дается этой структуре очень нелегко.
Так, в 2015 году аж сам Европарламент принял резолюцию, призывающую отключить Россию от SWIFT, МИД ЕС выступили в поддержку резолюции, премьер Великобритании Кэмерон тряс ее текстом на пресс-конференции и…ничего! – Россия до сих пор в Совете директоров SWIFT, только уже на всякий случай имеет собственную альтернативу SWIFT – СПФС, количество пользователей которой на территории РФ уже превысило количество пользователей SWIFT (о чем почему-то недоговаривают «отключенцы»). Причем позиция России по вопросу возможности отключения от SWIFT Республики Беларусь была четко обозначена Лавровым 01.12.2020 на пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел ОДКБ – в случае шантажа будет выполнен переход на собственные системы расчета, причем рассматривается интеграция в единое целое систем стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества, а это, на минуточку, не только страны СНГ и Таможенного союза, но еще Китай, Индия и двухсотмиллионный Пакистан.
Были ли прецеденты?
Были! Полностью от SWIFT по требованию ООН в 2017 году были отключены банки Северной Кореи. Правда, учитывая полную блокировку внешней торговли санкциями, товарищу Киму вполне достаточно было (и осталось) для торговли с Китаем системы CIPS – китайского аналога SWIFT. Да, Китайцы тоже решили не быть зависимыми от шантажа со стороны ЕС и США и запустили свою систему. Также за фактическую поддержку террористических организаций и финансирование создания ядерного оружия в санкционный список для отключения от SWIFT было внесено 14 из 30 банков Ирана, т. е. даже в таком вопиющем случае нарушения международного права полного отключения не последовало.
Кому это выгодно?
В экономическом плане – никому.
Ни самой системе SWIFT – для нее это существенные убытки и подрыв авторитета. Подобное политизированное «отключение» неминуемо приведет к дальнейшему развитию систем-конкурентов и переводу на них торгово-финансового потока стран, не желающих, чтобы их шантажировали «отключением» от услуги, за которую они же и платят.
Ни нашим торговым партнерам за рубежом – могут быть сорваны миллиардные внешнеторговые контракты, в том числе и со странами ЕС. Ни, само собой, Беларуси и белорусам – это фактически акт агрессии по отношению ко всему государству и его гражданам, а не к власти или каким-то провластным бизнес-структурам.
К чему в теории может привести?
К остановке экспортных и импортных сделок, резкому падению курса национальной валюты (в 5–6 раз), остановке производств и прочим апокалиптическим последствиям. Причем на странице «ликбеза по отключению» так называемый «офис Тихановской» очень обтекаемо говорит о реальных экономических и социальных последствиях такого отключения, подменяя их политическим лозунгами – «Урон от возможного отключения SWIFT можно обсуждать только в сравнении с уроном человеческого капитала из-за репрессий» (цитата). А вот то, что отключение банков от SWIFT в разгар пандемии COVID-19 может полностью в один день приостановить возможность закупки лекарств, оборудования, расходных материалов и средств защиты приведет уже не к эфемерному «урону человеческому капиталу», а к конкретным человеческим жертвам, почему-то не указывается. Тихановская (едва ли она) считает, что отключение Беларуси от SWIFT – «ампутация, после которой значительно проще восстановиться, чем от затяжных санкций и адаптации режима к ним» (цитата).
Дура видимо не знает, что после ампутации конечность уже не вырастает обратно. Так и экономика, остановившись, не возвращается по щелчку пальцев в прежнее состояние – последствия приведут к банкротству крупных предприятий, потере рынков сбыта, массовым увольнениям и безработице, развалу системы здравоохранения и социальной защиты, катастрофическому снижению реальных доходов населения.
К чему это реально приведет?
Отключения не будет. Часть населения, поддавшись панике, вновь побежит в обменники и банки снимать деньги со счетов и менять рубли на валюту, чем логично приведет к росту курса. Тем самым получится опять подгадить государству и гражданам, снизить реальные доходы населения, а потом «тыкать» в это снижение пальцем и причитать о неэффективности государственного управления экономикой. Несмотря на то, что отключение от SWIFT лишь угроза, но к ней государство отнеслось со всей серьезностью, о чем свидетельствует инициированная Нацбанком Беларуси интеграция национальной системы СПФИ и системы СПФС Банка России. К сервис-бюро СПФС уже подключились шесть белорусских банков – Белвнешэкономбанк, РРБ-Банк, Белгазпромбанк, Банк ВТБ, БТА Банк, Идея Банк, в процессе подключения еще 10.
Гипотетический переход на платежи через систему СПФС лишь добавит дополнительные издержки и потребует технической перенастройки банковской системы, но никак не закроет возможность совершать международные платежи в валюте, о чем почему-то нам пытаются настойчиво соврать авторы воззвания.
Зачем это Светлане Тихановской?
Этот вопрос, по сути, не имеет смысла, потому что сама по себе Тихановская – никто. Она говорит, что напишут, едет, куда скажут, встречается с тем, к кому подведут и так далее. Это просто говорящая голова для трансляции идей своих спонсоров и покровителей. Поэтому используем термин «Тихановская» как собирательный. Так вот, все же понимая всю серьезность последствий, «Тихановская» просит «народный мандат» на разрушение страны... – внимание! – через голосование в VIBER и TELEGRAM-опросе! А почему тогда уж не через хештег #разрушайбеларусь в соцсетях?!
В долгосрочной перспективе спонсоры «революции» и «отключения», вероятно, видят возможность покупки за копейки остановившихся из-за финансового кризиса предприятий, а также использование обнищавшего населения в качестве дешевой рабочей силы, причем зачастую достаточно высококвалифицированной – врачи, инженеры, айтишники и т. д.
Тогда ответ на вопрос «Зачем?» достаточно очевиден, хотя и не имеет ничего общего с заботой о «своих» гражданах и будущем «своей» страны – Тихановской и жизни не хватит, чтобы просто вернуть экономику и уровень жизни людей к «дореволюционным», но видимо и задачи такие не стоят.
Так, а что мы с вами?
Уличные и прочие «креативные» акции (по неоплате коммуналки, непокупанию белорусских товаров) показали, что активных «борцов» по стране не более 5–10%, остальная часть даже протестно настроенных граждан все же предпочитает более спокойную форму проявления своей гражданской позиции.
«Лидеры революции», физически и финансово осевшие за границей, с легкостью будут призывать крушить и ломать Беларусь в угоду своим политическим и прочим интересам, но БОЛЬШИНСТВУ белорусов есть что терять независимо от своих взглядов и гражданской позиции.
«Протестующие» обижаются за параллели с коллаборационистским движением времен Великой Отечественной войны, но по сути – чем отличаются призывы к армии противника разрушать собственную страну в угоду туманной идеи о независимости и свободе от призывов разрушить экономику и в целом основы пока еще независимого государства в угоду борьбы за «человеческий капитал» (что бы это ни значило)? Наверное, флаг здесь действительно ни при чем...
sb.by