Дети дождя, или Еще раз про аутизм
Каждому родителю приятно наблюдать за тем, как его ребенок улыбается, смеется, бормочет и реагирует на происходящее вокруг него. Дети тоже любят внимание, постоянно окружающее их. На самом деле такое поведение детей и родителей — не только проявление любви, но и необходимое условие развития. Однако есть дети, которые не любят обращать внимание на окружающих и словно живут в своем собственном мире. Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями, у них могут наблюдаться сложности в освоении бытовых и социальных навыков, задержка речевого и интеллектуального развития, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия, трудности в обучении. Ребенок, у которого появляются симптомы, схожие с перечисленными выше, болен аутизмом. У этой проблемы есть несколько названий, в том числе синдром Аспергера, синдром Ретта. Но каждое из таких расстройств классифицируется как нервное расстройство аутического спектра и отличается лишь некоторыми симптомами.
Аутизм, развивающийся у ребенка постепенно, начинает проявляться в возрасте пятнадцати месяцев и полностью формируется к трем годам. Обычно наиболее ярко он проявляется в 3-5 лет.
Чтобы помочь ребенку, важно распознать аутизм как можно раньше. Для постановки правильного диагноза и проведения необходимых коррекционных мероприятий следует как можно раньше показать его специалисту.
Для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком очень важна доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому родителям необходимо создать в доме психологический комфорт. Семья является центром всей коррекционной команды. Невозможно помочь аутичному ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно-страдательная. Как уже говорилось, развитие такого ребенка искажено в целом, и для его выправления необходима специальная организация всей его жизни, должны быть продуманы все мелочи бытовых ритуалов. Особенно важны постоянная эмоциональная поддержка близких и их стремление двигаться вперед вместе с ребенком. Родителям не следует говорить: «Мы не умеем, вы специалисты — вы и делайте, как надо». Коррекция такого ребенка — это даже не лечебное развивающее обучение, не работа с отдельными психическими сферами, проблемами, функциями (восприятием, моторикой, мышлением или речью), а лечебное воспитание — постепенное осмысление вместе с малышом каждодневной жизни, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность может быть реализована.
Специалисты могут дать необходимую информацию, расчистить путь, поддержать на этом пути, научить, разрешить отдельные проблемы, но пройти его вместо близких они не могут, да и, наверное, не вправе их подменять. Это очень трудный путь, но весь наш опыт свидетельствует, что идущих по нему ждут не только трудности, но и подлинные радости. И часто мы встречаем на нем действительно счастливых людей.
Более подробную консультацию вы можете получить в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Вороновского района по адресу: г.п. Вороново, ул. Юбилейная, 13, тел. 2-01-72.
Ирина ЖИГАЛО,
заместитель директора ЦКРОиР Вороновского района.