Сегодня первый день Масленицы – "встреча"

Актуально 24 февраля 20 1098
Картинки по запросу "масленица"

 


Практически у всех народов Европы Масленица — праздник особенный, сложный, комплексный и очень древний, с еще дохристианскими корнями. Он изначально был связан с Новолетием, проводами зимы. Только названия ему давались разные: Запуст, Мясопуст, Карнавал, Фашинг, Фашнахт…


Декодировка названия «Масленица» указывает на чествование «нового молока», полученного после отела, и самого наивысшего, обладающего всеми лучшими качествами молочного продукта — масла. У нас появилось еще одно определение — «сырнiца», ведь у белорусов именно сыр считался сакральным продуктом и был задействован во многих традиционных обрядах. Недаром масленичную неделю 24 февраля открывает день Власия, в народном представлении имеющего власть над всем диким животным миром и покровителя домашнего скота. Власий заботится о достатке, благополучии, «заможнасцi» трудолюбивых крестьян. 

Вся Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица – понедельник, вторник и среду и Широкая Масленица – четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращаются.

Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение:






Понедельник — "встреча". В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших.

Вторник — "заигрыши" или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста — в Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи. Поэтому молодежь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями.


Среда — "лакомка".  В масленичную среду мать жены печет блины и угощает ими зятя. Считается, что чем богаче ее стол, тем больше теща благоволила к мужу своей дочери. Именно от традиций этого дня возникло крылатое выражение "к теще на блины".Четверг — "разгул". В четверг с размахом начиналась Широкая Масленица. И, конечно же, ни одна праздничная неделя не проходила без игр: хороводы, песни всем двором, катания с горки, прыжки через костер, кулачные бои, все это в сопровождении песен и плясок . Но главная традиция — взятие снежного городка. Дети и взрослые строят снежную крепость, делятся на две команды и начинают игру. 


Пятница — "тещины вечерки". В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять.





 







Суббота — "золовкины посиделки". В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем.

Воскресенье — "проводы". Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось — сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. 






Картинки по запросу "на горках покататься в блинах поваляться"
На Масленицу снимались многие привычные поведенческие рамки и запреты. Например, разрешалось без родительского благословения увозить, «умыкаць» любимых девушек, причем это не осуждалось общиной, поэтому спокойно «на другi дзень ужо за падушкамi прыязджалi». Молодые «замужнiцы» могли, не боясь гнева свекра и свекрови, уходить на гулянье, что нашло отражение в песнях: «Буду гуляць да свету, да позняга абеду. Не сварыся свёкарка — няродны бацька. Не ты спраўляў пярсцёначкi, не ты вешаў каралькi». Вообще, Масленица превращалась в разгульный праздник, словно старались навеселиться вперед на весь предстоящий долгий и строгий Великий пост. Дома оставались «толькi надта старыя». Для катания на санках не просто насыпали горки, но и строили специальные довольно высокие сооружения из досок, правда, в основном в городах. Спуски обязательно обставляли колючими елочками, отпугивая таким образом всякую нечисть и для того, чтобы горы не оставались «лысымi». 

28 февраля в традиционном народном календаре — Анисим‑овчар. Как видим, этот «сцiплы прысвятак» также связан с животноводством. 

На Масленицу особым вниманием окружали всю «свойскую жывёлку». Коровам выдавали лучший корм, их всячески украшали: на рога вешали венки, сплетенные из вереска, веточек клюквы с ягодами, бумажных цветов. Хозяин благодарил своего помощника коня за верную службу и подсыпал в ясли побольше овса. Хозяйки выпекали «аладкi» по числу имевшейся домашней живности, которыми угощали коров, лошадей, свинок… В некоторых регионах могли все стадо подогнать как можно ближе к храму, когда там шла служба. 

1 марта — заговенье на Великий пост.

На Масленицу проводились обряды, направленные на защиту всей общины в этот довольно сложный период: делали объезды вокруг селения на лошадях — три круга следов животного и полозьев саней считались преградой для всякой нечисти и разного рода напастей и бедствий. 

Картинки по запросу "масленница чучело"
В субботу масленичной недели поднимали соломенное чучело, наряженное в какую‑либо старую одежку. Разжигали огонь, в который бросали различное старье, ненужный домашний хлам, олицетворявший все недоброе, злое, то, что должно уйти со старым временем. Момент сожжения самого чучела Масленицы становился своеобразным сеансом психотерапии, после которого в наступившем новом времени ожидалось только доброе и благополучное. 

https://www.sb.by

Фото носит иллюстративный характер. 
Добавление комментария
CAPTCHA
*