Как вылечить от тунеядства?
В последнее время в нашей стране активно обсуждается проблема борьбы с тунеядством. В современных словарях это понятие определяется как жизнь за чужой счет, чужим трудом; паразитизм, безделье… Мнения по этому вопросу как у государственных чиновников, так и рядовых граждан самые полярные, предлагается даже ввести налог на тунеядство. Но как четко определить, кто является тунеядцем, где эта истинная грань социальной справедливости и морального, трудового, гражданского долга перед обществом? Не скажутся ли слишком жесткие меры против этого явления на имидже государства? Вот что об этом думают наши читатели:
Петр Владимирович Жешко, председатель Мисевичского сельского исполнительного комитета:
— Исходя из своего опыта работы скажу, что к этому вопросу надо было обратиться намного раньше. Даже в нашем небольшом сельском Совете порядка 30 человек, которые не работают. Женщин мало, в основном это мужчины. Пристроились 40-45 летние мужики в расцвете физических сил то ли к 70-летним матерям, то ли к пожилым сожительницам и за счет их пенсий живут. Мне кажется, что мы уже не заставим их по-настоящему работать, упущены сроки, у них уже сформировался такой паразитический образ жизни. Приглашаем их, беседуем, взываем к совести… результата никакого. Мол, за три миллиона работать не собираются. Так и сидят на шее у престарелых родителей. А не станет родителей? Пересядут на шею государства! Оно у нас социально справедливое, определит какую-то пенсию по возрасту… А сколько таких по стране? Вот так и будут жить за счет законопослушных граждан. Разве не обидно тем пенсионерам, кто «отпахал» по полной 30-40 и более лет, а получит чуть больше тех, у которых только и наберется лет 10 трудового стажа, да и те прошли лишь бы день до вечера. Поэтому нужны более радикальные меры, общество и так уже опоздало с решением этой проблемы. Если выйдет конкретный указ, наделяющий и местную власть какими-то полномочиями, то тогда можно будет более серьезно «прижать» таких граждан, тогда что-то начнет меняться.
Татьяна Панфиловна Кучинская, начальник Вороновского районного отдела Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения:
— Существуют категории населения, которые нуждаются в господдержке, — дети, инвалиды, пожилые люди и т.п. Исходя из того, каково качество их жизни, можно оценивать уровень цивилизованности общества. Однако средства, выделяемые государством на эти цели, не возникают из воздуха. Они формируются теми, кто трудится — таков принцип солидарности поколений в системе пенсионного обеспечения. И те трудоспособные люди, которые являются лишь потребителями социальных благ, заработанных трудом других, должны быть выведены из тени. Социальных иждивенцев я бы разделила на несколько групп: это работающие, в том числе и за пределами Беларуси, без заключения трудовых и гражданско-правовых договоров и лица, ведущие асоциальный образ жизни. Первым следует напомнить о налоговых правилах, нарушение которых в цивилизованном мире считается серьезным преступлением, а вторым — надо помочь.
Елена Адольфовна Лещенко, заведующий сектором государственной службы занятости и социальной защиты райисполкома:
— Понятия безработицы и тунеядства можно легко спутать: на людей, испытывающих сложности с трудоустройством, обрушиваются несправедливые обвинения, а настоящего лентяя жалеют и поддерживают. Безработный — это человек, который действительно хочет найти работу, как правило, прилагает определенные усилия и рано или поздно добивается своего. Тунеядец же постоянно ищет причины, оправдывающее его безделье: не очень высокая зарплата, неподходящие функциональные обязанности и т.д. С другой стороны, перечисленные факторы могут служить вескими критериями и для хорошего специалиста, стремящегося найти работу, которая бы соответствовала ряду важных для него параметров.
Уровень безработицы в районе на сегодняшний день составляет 0,6% от экономически активного населения. На каждого зарегистрированного безработного у нас приходится более двух вакансий. Но чистая арифметика здесь не работает — ведь структура поиска и предложения практически никогда не совпадают. Причина чаще всего одна — низкая заработная плата. Хотя востребованную профессию при содействии службы занятости можно приобрести, сменив род деятельности. На обучение направляются и те, кто не имеет профессии. Ведется оно за счет фонда социальной защиты и помогает безработному расширить свои возможности в поиске работы.
Статистики неофициальных безработных по региону нет. И что касается налога на тунеядство, о котором сейчас идут разговоры, не совсем понятно, кого официально отнесут к категории тунеядцев и из каких средств они будут этот самый налог уплачивать.
А что думаете вы? Свое мнение вы можете высказать на нашем сайте www.voran.by, либо написав письмо в редакцию.
Викентий ЯКОВИЧ, Галина Шлемпо.