В. Вильбик: «Вернуться домой — большое счастье»
Октябрь 1985 года для Владимира Вильбика, выпускника Бастунской школы, стал новым витком в жизни. Он был призвал в ряды Советской Армии. Новобранцам сообщили, что поедут на Дальний Восток. Отправляли из Гродно ночью, торжественно, под звуки оркестра. Однако на удивление юношей самолет приземлился… в Ташкенте. Месяц рядовые проходили курс молодого бойца, а затем их ждал Афганистан.
— В начале службы мне повезло, — вспоминает первые солдатские будни Владимир Тадеушевич. — В Ташкенте решали, кого отправить в Афганистан на машинах. Должны были выбирать водителей по алфавиту, моя фамилия была в списке в числе первых, но в последнюю минуту почему-то переиграли. Позже я узнал, что никто из тех парней до места назначения не доехал… — немного помолчав, мужчина продолжил. — Остальные, в том числе и я, прилетели в Кабул самолетом. Некоторых сразу же определили на место службы, а мне с товарищами пришлось ждать до вечера. Судьба закинула нас в Джелалабад. Месяца полтора-два довелось ходить в караулы, потом посадили за баранку. Возил боеприпасы в военную часть, продукты, стройматериалы. Выстрелы, взрывы снарядов поначалу не страшили… Осознание опасности пришло далеко не сразу.
Два раза в месяц в колонне из 30-ти машин в сопровождении вертолетов и группы техзамыкания Владимир Вильбик отправлялся в путь. Не раз точкой назначения был Кабул, до которого по опасной территории ехать порядка 200 километров.
— На ночлег останавливались на боевых постах. Бывало, прибывали на место, где накануне душманы уничтожили 20, а то и 30 машин, — говорит мужчина. — Иногда обстановка казалась тихой и спокойной, как вдруг начиналась стрельба и завязывался бой. Обстрелы такие были, что мама не горюй. Выезжая, каждый раз не знали, вернемся ли обратно.
Вспомнил Владимир Тадеушевич еще один случай, когда ему вновь повезло. Получили приказ забрать из другой части машину. На обратном пути автомобиль «закапризничал». Колонна ушла вперед без них. Солдат взял ведро и стал спускаться к роднику за водой. И тут по нему стали стрелять. Владимир бросился обратно к машине. Только благодаря подоспевшему на помощь техзамыканию они с товарищем остались живы.
По словам Владимира Тадеушевича, были в службе и радостные моменты. Одним из них стала неожиданная встреча в Кабуле с земляком Геннадием Козловским. Каково это — встретить за тысячи километров знакомого?! Словами не передать. Говорили по душам, родные места вспоминали…
— Домой, конечно же, хотелось. Особенно тяжело и страшно было последние три месяца до дембеля, — делится собеседник. — День, как год, тянулся. Знал, что в нашем джелалабадском округе в сутки погибало около 20-ти человек.
Шел к завершению 1987 год. Впрочем, как и служба у рядового Вильбика. Однако покинуть Джелалабад сразу не удалось — были проблемы с транспортом. В Беларусь добирались поездом семь суток — с билетами на самолет до Минска и Вильнюса в Ташкенте было туго.
— Как только приехали в Лиду,— вспоминает Владимир Тадеушевич, — целовали землю. Дома был 26 декабря. (вздохнул) На кутью не попал...
Через год воина-интернационалиста «нашла» медаль «За боевые заслуги». «Получил ее, наверное, потому что рисковал», — скромно замечает мужчина. А с баранкой он не расстается до сих пор. Последние три года трудится в Вороновском филиале ГП по обеспечению топливом «Гроднооблтопливо».
Счастлив Владимир Тадеушевич в семье. С женой Ириной не могут нарадоваться на сына Кирилла, который ходит в четвертый класс. Он их отрада, продолжение и большая надежда.
Марина КОНДРАТОВИЧ.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.
Стоит почитать:
/?p=84787
/?p=84591
/?p=84655