Призвание или состояние души?

Актуально 01 октября 16 2289

Завтра Беларусь будет отмечать праздник, который из профессионального давно превратился в народный. Все мы независимо от возраста чувствуем причастность к нему. Ведь у каждого человека есть наставники, чья мудрость, увлеченность любимым делом и добрый совет помогли сформировать нравственные ценности, определиться с выбором жизненного пути. В преддверии Дня учителя корреспонденты «ВГ» адресовали 5 вопросов представителям этой благородной профессии:



1. Чем запомнились Вам школьные годы?

2. Каким был путь в профессию?

3. С оглядкой назад, какие изменения произошли в работе педагога?

4. Если бы Вам пришлось прорекламировать свою профессию, какие плюсы и минусы Вы бы отметили?


5. Чем заполнено Ваше свободное время?





Иван Люцианович Вильбик,


ветеран педагогического труда Вороновской СШ


1. Это нелегкое послевоенное время. Бедность. Лакомством для нас, мальчишек и девчонок тех лет, был свежий кукурузный хлеб. Его аромат помнится и сейчас. Мне довелось учиться в школе, которая была в здании бывшего Вороновского интерната в нынешнем микрорайоне Заозерном. На моих глазах строились школа и СПТУ в райцентре. Было весело, классы большие — по 30 человек. После уроков — дворовые игры.


2. В педагогику меня направил мой учитель истории Федор Григорьевич Ковалев, военный летчик, прошедший Великую Отечественную до Берлина на передовой, потерявший на войне жену и ребенка. Это был человечище! Его рассказы на уроках были не из книг, а из жизни. Наверное, это все и сблизило меня с историей и преподаванием. После окончания исторического факультета Гродненского пединститута вернулся в родные места. Педагогический стаж у меня 37 лет. Учительствовал в Полецкишской школе. Довелось работать не только с детьми, но и со взрослыми, когда был директором в школе рабочей молодежи, руководил общеобразовательной школой в Еткишках, трудился в комитете народного контроля. Однако ближе все же — детвора. Двадцать последних трудовых лет прошли в Вороновской школе.


3. Перемены в функциях педагога разительные. Почему-то на первый план вышли бумаги, а дети отошли на второй. Получается, работа учителя сводится к цифрам в бесконечных отчетах, анализах. А как сложно современным детям, ведь им же приходится осваивать знания по большей части самостоятельно. Да и авторитет нашей профессии, по-моему, упал. В некоторой степени обидно за учительскую рать. В преддверии праздника хочу пожелать своим коллегам не падать духом, гордо нести звание «Учитель». А молодому поколению — не забывать своих наставников.


4. А зачем рекламировать? Учительство должно быть душевным порывом, иначе человек не сможет работать в школе.


5. Сейчас у меня много свободного времени. Любим с женой, кстати, тоже педагогом на пенсии, ходить за грибами. В огороде всегда найдется работа. Дочерям помогаем, с внученькой проводим время. В общем, тихая, размеренная жизнь.




Наталья Викторовна Якжик,


директор Конвелишского УПК


1. Хочется сказать о них словами из песни: «Школьные годы чудесные». Это беззаботное детство, игры, увлекательные уроки и веселые переменки. И, безусловно, годы моего становления как личности.


2. Уже с первого класса я мечтала быть учителем. В 1993 году окончила филологический факультет БГУ, а первые шаги в профессию сделала в Несвижском районе. Педагогом работаю 23 года, четвертый год возглавляю  Конвелишский УПК.  Я счастлива, что на моем жизненном пути встречались и встречаются талантливые учителя. И сегодня я учусь у своих коллег трудолюбию и оптимизму, терпению и целеустремленности. Делаю это с удовольствием, ведь педагог перестает быть педагогом, когда перестает учиться.


3. Во-первых, это «нашествие» новых информационных технологий, изменивших нашу жизнь. Они внесли коррективы и в образовательный процесс. Во-вторых, это десятибалльная система и централизованное тестирование, которые тоже повлияли на систему преподавания.


4. Профессия учителя делает человека счастливым каждый день и всю жизнь: некогда стареть, ни один день не похож на другой, все время учишься, творишь, ищешь и открываешь новые формы и технологии преподавания. А еще это общение с детьми — веселым, позитивным, любознательным народом, с которыми никогда не бывает скучно и для которых нужно быть примером. Профессия педагога дает громадные возможности для творчества, самореализации. Слабых сторон, я уверена, у нашей профессии нет, потому что учителем становятся только СИЛЬНЫЕ люди.


5. Люблю читать книги, слежу за литературными новинками.




Елена Валерьевна Кейзо,


учитель физической культуры и здоровья Погородненской СШ


1  Школьные годы помнятся ясно, это было не так давно. Наша семья часто переезжала, поэтому мне с братом приходилось часто менять классные коллективы. Правда, началась школьная жизнь и закончилась в Погородненской школе. Примечательно, что и профессию осваиваю здесь же. То время мне помнится участием в многочисленных спортивных соревнованиях и в районе, и в области, интересными знакомствами, например, с моим наставником и тренером Николаем Николаевичем Овсейчиком.


2  Наверное, все начиналось там, в детстве, со спортивных слетов. Факультет физического воспитания Гродненского государственного университета Я. Купалы стал следующим этапом. И вот сейчас работа в школе.


3  На этот вопрос мне пока сложно ответить — педагогический стаж небольшой, третий год всего работаю. Могу сказать одно, когда ты учишься в школе, кажется, ну что ж тут сложного в работе учителя, тем более, физкультуры: взял мяч — и занимай учеников. Совсем иное дело теперь, когда ты находишься по другую сторону. Какая ответственность, сколько бумаг приходится «разгребать». В моем случае добавляет сложности отношение ребят, как к давней знакомой, коллег, для которых я осталась их ученицей. Понемногу завоевываю авторитет.


4 Занятия физической культурой каждый день — это уже, по-моему, один большой плюс. А особенно в век компьютеров, телефонов, планшетов, когда здоровье ушло на второй план. Минусом, это отмечают и все мои коллеги, является огромная занятость.


5 По вечерам у меня тренерская работа, в субботу очень часто спортивные мероприятия. В воскресенье стараюсь помочь родителям по хозяйству либо проводим время с моим молодым человеком. Очень переживаю по поводу того, как в скором будущем удастся совместить профессию с семейной жизнью. Не хочется покидать школу, но и отношения с мужем, детьми не должны страдать.




Анна Викторовна Нарбут,


мастер производственного обучения Вороновского ГПТК


1. Это были счастливые годы. С теплотой о них вспоминаю. Училась в Радунской школе-интернате, так как местную, Липкунскую, закрыли. Я быстро адаптировалась и чувствовала себя как рыба в воде. Хорошо училась, участвовала во всем, правда, позволяла себе хулиганить, задираться с мальчишками. Но при этом дружила со всеми. И наши учителя были такими разными и такими… настоящими, человечными. Д.Д. Боровская, Я.И. Шилко, И.Н. Селюжицкий.


2. Мой путь в педагоги — это целая история. В профессию меня сориентировал отец. Он настоял, чтобы его дочери получили образование в престижном по тем временам вузе — сельскохозяйственной Академии в Горках. В 1985 году я ее окончила, получила  диплом экономиста-организатора сельхозпроизводства. Работала по специальности несколько лет. В 1990-м пришла в сферу образования, но не учителем, а бухгалтером в СПТУ-190. Через 10 лет «переквалифицировалась» по медицинским показаниям, чтобы снизить нагрузку на зрение. Вот уже 16-й год работаю мастером производственного обучения по специальности «торговое дело». Учу, воспитываю и очень надеюсь, что наши выпускники не потеряются в жизни.


3. Работа педагога не изменилась: во все времена она должна была соответствовать требованиям. И много лет назад, и сегодня учителю нужно идти в ногу со временем, быть хорошим примером и ориентиром для детей, строить воспитательный и учебный процесс так, чтобы дети получали и знания, и уроки доброты, человечности.  А вот бумажной работы точно было меньше.


4.  Эта профессия для тех, кто любит детей, кто готов быть с ними, даже когда дверь кабинета или класса закрылась. Эта работа, которая всегда в тебе, с тобой, часть тебя. А плюсы это или минусы профессии? Зависит от отношения к своему делу.


5. Люблю читать. Из современных авторов — Татьяну Устинову. Мне нравится ее стиль письма. В ее романах детективные истории переплетаются с важными жизненными моментами, взаимоотношениями людей. А еще увлекаюсь цветоводством. Выращиваю цветы дома, во дворе, выписываю по каталогам. Немного шью для себя.




Снежана Мечиславовна Гурецкая,


воспитатель Бастунского УПК


1. Воспоминаний о школе очень много — это яркий, беззаботный и интересный период жизни. В первую очередь это крепкая дружба. Мы с одноклассниками, в отличие от многих нынешних выпускников, встречаемся ежегодно на вечере встречи. Тот дух сплоченности жив, несмотря на годы. С благодарностью всегда вспоминаю первую учительницу Евгению Александровну Игнатчик и классного руководителя Ярослава Яновича Мокрицкого, которым доверяла детские секреты, обращалась к ним за помощью, как к близким людям. Рада, что с некоторыми моими учителями мы сейчас коллеги.


2 Путь в профессию был немного неожиданным. Детская мечта о медицине не осуществилась, зато я нашла себя в педагогике. И произошло это по счастливой случайности. После окончания Бастунской школы в тяжелые 90-е годы мне предложили временно поработать помощником воспитателя в детском саду. С этого все и началось. Через три года изменилось семейное положение, родились сыновья — это был пятилетний перерыв в профессиональной деятельности. Вернувшись на работу, довелось наверстывать упущенное время учебы, зарабатывать педагогический стаж. В моем росте большая заслуга коллег и, конечно же, дальновидного руководителя, моего жизненного наставника Лидии Андреевны Болтрамун, которая вовремя указывала вектор движения и ненавязчиво побуждала к действиям. Учеба сначала в Гродненском педагогическом колледже, затем в университете, работа и воспитание маленьких сыновей — все это, казалось, проходило «экстерном», но, надеюсь, не в ущерб качеству.


3 Раньше считала: самое важное в нашей работе — любовь к детям. Со временем убедилась, что без профессионального фундамента нет будущего. И сейчас нужно не идти, а бежать, чтобы удержать планку. Другой уровень общения не только с современным школьником, дошколята тоже «требуют» от тебя широкого кругозора и интересных методов работы.


4 Реклама — это всегда краткость и емкость. Бонусы педагога: самодисциплина во всем, постоянное развитие, жизненный тонус, ореол любви воспитанников. Минусы: стресс и переживания, нехватка времени.


5 Свободных вечеров становится все меньше и меньше (улыбается), но жизнь вне работы все же есть. Стараюсь согреть своей любовью и заботой свою семью: мужа, детей. Очень горжусь сыновьями Павлом и Владом: добрые мальчишки, хорошо учатся, активисты, на них можно положиться. Думаю, наши родительские старания не прошли даром. Мне очень нравится фраза: «Дети, как деревья, сами не растут. Дети — это время, дети — это труд».



Блиц-опрос проводили Галина ШЛЕМПО и Ольга ВОРОБЬЕВА.


Фото Олега Бельского и Галины ШЛЕМПО.



Добавление комментария
CAPTCHA
*